*****
Но кто же является «материалом» для строительства Церкви и кто её Строитель?
«Христос из нас (т. е. “из верных, по слову св. Златоуста, со всех концов вселенной, живущих ныне, а также жившие и имеющие жить”) строит Себе Тело, Которое не будет знать смерти. Это Тело есть Церковь» (Письмо 5), а помощниками в этом деле являются св. Ангелы.
Потенциально, «званными» считаются все крещённые в Православной Церкви или присоединившиеся к ней от ересей и расколов. Но «верными» (т. е. избранными таинственно Христом) на самом деле становятся лишь те, кто участвует в процессе «оцерковления», войдя сознательно в «церковь-организацию» для участия в Евхаристии, как сердцевине духовной жизни. И тогда Господь, очищая их в Своей «лаборатории», «втягивает» по мере очищения в Своё мистическое «Тело». Как подтвердил это свт. Феофан Затворник: «Званные это все христиане, избранные же это те из христиан, которые и веруют и живут по христиански» («Мысли на каждый день года»).
Таким образом, «Растёт тело Христово - Церковь. Растёт с каждым человеком, который становится членом Церкви - составной частью Богочеловеческого, Христова тела» (прп. Иустин Попович).
Что это так, говорится в авторитетной, первохристианской книге «Пастырь» Ерма, где описывается показанный в видении образ строящейся из камней башни - «Церкви-Организма». И строительными материалами («камнями») являются апостолы, святители, мученики и все стоящие на спасительном пути:
«...строилась квадратная башня теми шестью юношами... Многие тысячи других мужей приносили камни. Некоторые доставали камни со дна (т. е. из воды), другие из земли и подавали тем шести юношам; они же принимали их и строили. Камни, извлекаемые со дна, сразу клали в здание, потому что они были гладкие и ровные и так плотно примыкали один к другому, что соединения их нельзя было заметить, и башня казалась возведенной из одного камня. Камни же, принесенные из земли, не все использовались для строительства. Некоторые из них строители откладывали, потому что были они шероховаты, или с трещинами, или светлы и круглы и не годились для здания башни. А некоторые камни они раскалывали и отбрасывали далеко в сторону. И отброшенные камни... падали на дорогу и, не оставаясь на ней, скатывались: одни в место пустынное, другие попадали в огонь и горели, иные падали близ воды и не могли скатиться в воду; хотя и стремились попасть в неё...
Итак, башня, которую видишь строящейся, - это я, Церковь...
- Госпожа, ... почему башня построена на водах?
...жизнь ваша через воду (т. е. через таинство Крещения) спасена и спасётся. А башня основана Словом всемогущего и преславного имени и держится невидимою Силою Господа.
- А кто... те шесть юношей, которые строят?
Это первозданные ангелы Божии, которым Господь вверил всё своё творение ... их силами и будет окончено строительство башни.
- А кто те остальные, которые приносят камни?
И это святые ангелы Господа, но первые выше...
Выслушай теперь и о камнях, на которых возведено здание.
Камни квадратные и белые, хорошо приходящиеся один к другому своими соединениями, это суть апостолы, епископы, учителя и дьяконы, которые ходили в святом учении Божием, ... всегда пребывали в мире и согласии и слушали взаимно друг друга: потому-то они и в здании башни хорошо примыкают один к другому.
А камни, извлекаемые со дна, ... это суть те, которые уже умерли и пострадали за имя Господа....
- Госпожа, ... кого означают другие камни, которые достали из земли.
Те, которые неотделанными кладутся в основание башни, означают людей, которых Бог одобрил за то, что они жили праведно пред Господом и исполняли Его заповеди (т. е. ветхозаветные праведники). А которые приносятся и кладутся в само здание башни, это суть новообращенные к вере и верные...
- А те камни, которые откладываются в сторону возле башни?
...Это те, которые согрешили и желают покаяться; потому они брошены невдалеке от башни, что будут пригодны, ... если только принесут покаяние теперь, пока строится башня. Ибо когда строительство окончится, то им уже не найдется места в самом здании, и они, отверженные, только останутся лежать при башне.
...Камни, которые раскалывают и отбрасывают далеко от башни... - Это суть сыны беззакония, которые уверовали притворно и от которых не отступила неправда всякого рода; потому они не имеют спасения, что не годны в здание по неправдам своим, - они расколоты и отброшены далеко по гневу Господа за то, что оскорбили Его.
А значение прошлых камней, которые во множестве видел ты сложенными и не использованными в строительстве, таково. Шероховатые суть те, которые познали истину; но не остались в ней и не находятся в общении со святыми (т. е. откололись, оставили Церковь), потому они и не годны. Камни с трещинами - это суть те, которые держат в сердцах вражду друг к другу; будучи вместе, они миролюбивы, но, разойдясь, обретают в сердцах злобу. И эта злоба - трещины в камнях. Камни меньшего размера - это те люди, которые, хоть и уверовали, но имеют еще много неправды, поэтому они коротки.
- Кто же... белые и круглые камни, что тоже не идут в здание башни?
Белые и круглые камни - это те, которые имеют веру, но имеют и богатства века сего; и когда придет гонение, то ради богатств своих и попечений они отрекутся от Господа.
- Когда же будут они угодны Господу?
Когда отсечены будут богатства их, которые их утешают... Ибо как круглый камень, пока не будет обсечён и не лишится некоторых своих частей, не сможет стать квадратным, так и богатые в нынешнем веке, если не лишатся своих богатств, не смогут быть угодными Господу...
...Прочие же камни, которые ты видел, были отброшены далеко от башни, катились по дороге и с дороги скатывались в места пустынные, означают тех, которые, хотя уверовали, но, по сомнению своему, оставили истинный путь, думая, что они могут найти лучший. Но они обольщаются и бедствуют, ходя по путям пустынным.
Камни, упавшие в огонь и горевшие, означают тех, которые навсегда отказались от живого Бога и которым, по причине преступных похотей, ими творимых, уже не приходит на мысль покаяться.
- Кого же означают камни, которые падали близ воды и не могли скатиться в неё?
Тех, которые слышали Слово (т. е. учение христианское) и желают креститься во имя Господа, когда приходит им на память святость истины, но потом они уклоняются и опять предаются своим порочным пожеланиям...
- Есть ли покаяние для тех камней, которые отброшены, и будет ли им место в этой башне?
Есть для них покаяние; но в этой башне не найдут они места, а попадут в иное, низшее место, причём тогда, когда они пострадают и исполнятся дни грехов их. И за то они будут переведены, что приняли Слово истинное. И тогда избавятся они от наказаний своих, когда содрогнутся сердцем от порочных дел, ими сотворенных, и они покаются. Если же они не опомнятся, то не спасутся из-за упорства своего сердца» («Пастырь» Ерма. Книга первая - видения).
То же самое, по сути, писал и Архиепископ Аверкий (Таушев): «Слово Божие... представляет Церковь в виде величественного здания - дома духовного, устроенного из живых камней, в котором краеугольным камнем и единственным основанием, в собственном смысле является Сам Христос (Деян. 4, 11; 1Пет. 2, 4-7; 1Кор. 3, 11-16; 10, 4). Христос - основание этого величественного здания Церкви, а все мы - живые камни, из которых это здание сложено» («О церковление жизни. Практические указания». Т. 1).
И что важно: никакая формальная принадлежность к земной «церкви-организации» (даже безупречной) не дает никому право автоматического вхождения в это духовное «величественное здание» - «Тело Христово», - право блаженного участия в «домостроительстве благодати Божией» (Еф. 3, 2). Поскольку, в это «величественное здание» «не войдет ... ничто не чистое, и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Откр. 21, 27).
Но почему вообще происходит это «домостроительство»?
Как объяснял св. прав. о. Иоанн Кронштадтский, Бог-Творец создал гармоническое, изящное строение, в котором всё было на своих местах. Но возгордившийся сатана вместе со своими последователями, отпав от величественного здания, нарушил Божественную гармонию. И чтобы её восстановить, Премудрость Божия и измыслила план создания человеков. И те из них, которые уверовали в Спасителя и идут за Ним, занимают в этом величественном здании свободные от отпавших ангелов места (кто куда годен).
*****
«Единая Вселенская Церковь» как земная «организация», по смыслу, должна представлять собой совокупность всех поместных «организаций», соединенных единством Православной веры и любви.
«Все части Вселенской Церкви, учил свт. Иоанн (Максимович) в 1960 г., имеют одну общую цель - проповедь Слова Божия, подготовку людей к тому, чтобы они становились способными быть членами Тела Христова и, ставши таковыми, всё более и более, всё искреннее и крепче сроднились с Божественной Спасительной жизнью Тела Христова, ибо в том и есть спасение людей.
В достижении этой общей цели каждая поместная Церковь имеет своё значение…
Все они вместе составляют Единую Вселенскую Церковь и приносят в неё те особенности и дарования, как приносят добрые рабы приобретения на данные Богом таланты. Так созидается Богу угодное сочетание духовных звуков и цветов, которыми украшается Церковь, объединяющая во славу Божию все народы…» («О духовном и нравственном значении Русской Православной Церкви заграницей»)
В наше время, в эпоху Апостасии, когда экуменическая ересь, модернизм и в целом обновленчество распространились по вселенной как рак, видимая «Церковь-организация» не представляет уже собой единое целое, а разделяется на «организации» истинных (истинно-православных) - противников отступления и апостасирующие «организации», в которых отступники или отступающие от Истины (обновленцы) захватили руководящие посты, но ещё не отсечены соборным судом Вселенской Православной Церкви от Неё.
Причём, в этих поместных апостасирующих «организациях» присутствуют разные по своему состоянию группы: и еретичествующие модернисты, и противящиеся ереси и отступлению, и непонимающие/незнающие об отступлении своей иерархии.
И если истинно-православные «организации», отгородившиеся от апостатов, несмотря на их меньшинство, продолжают выполнять возложенную на них роль (при условии, если они не уклоняются в другую крайность «ревности не по разуму»), и снабжают «избранными» «Организм», то отступающие от чистоты веры «организации», начинают наносить «Церкви-Организму» больший или меньший урон (в зависимости от степени и масштабов отступления, т. е., по мере способности отступников заражать других своим нечестием). И тогда, количество «материала» поступающего от них (из которого происходит отбор «избранных» для возрастания «Организма») уменьшается, поскольку в «Тело Христово» входят только те, кто сохранил чистоту «веры Церкви».
«Без сомнения, учил прп. Иоанн Кассиан, вне Церкви - тот, кто не содержит веры Церкви». Из слов этого св. Отца ясно, что исповедующие ереси не могут пребывать в «Богочеловеческом Организме».
Истинная церковная «организация» (содержащая в неповреждённом виде Истину во всём её объеме и не уклоняющаяся в крайности) максимально «спрямляет» (облегчает) для спасающихся спасительный путь (зависящий от личных усилий людей в сочетании с благодатью Божьей, полученной в таинствах, особенно Евхаристии). «Организация», повредившаяся в Истине, весьма усложняет этот путь, а отсеченная, вследствие впадения в ересь, судом компетентного Собора или разорвавшая единство с Церковью через раскол, делает его, по сути дела, невозможным. И чтобы пребывать на спасительном пути, её надо непременно покинуть.
Причём, поврежденную в вере «организацию» можно сравнить с надломленной веткой дерева, жизнь в которой может ещё частично сохраняться за счет оставшейся связи со стволом. Но если, в конце концов, ветка совсем обломится (будет отсечена соборным судом или сама отколется), то связь с деревом («Телом») окончательно нарушится и жизнь в ней прекратится.
Наиболее сложная ситуация возникает тогда, когда в «организацию», бывшую когда-то неповрежденной, начинает проникать отступление от Истины, и она постепенно им заражается. И тогда отступники, соседствуя в рамках этой «организации» с верными, стараются их вовлечь в свое злочестие, наподобие «плевел», которые пытаются заглушить растущую рядом с ними «пшеницу». При этом, соответственно, изменяется количество «материала», пригодного для «лаборатории Божией».
Господь дал Своим апостолам власть «вязать и решать», а через них и их последователям - церковной иерархии, которая, собираясь на Соборы, обязана была отсекать от «Церкви-организации», по внушению Духа Святого, те окончательно омертвевшие части, которые совсем перестали приносить «Церкви Организму» «материал» - спасающихся. И с этой целью анафематствовать как еретические учения, так и самих их носителей и последователей.
Как писал протопресвитер Михаил Помазанский, «…есть предел, который если преступят его грешники, то, как мёртвые члены, отсекаются от тела Церкви или видимым действием церковной власти, или невидимым действием суда Божия. Так, не принадлежат к ней безбожники и отступники от христианской веры, грешники, сознательно упорные и нераскаянные в грехах (Катих., 9 чл.). Не принадлежат еретики, извращающие основные догматы веры; отщепенцы или раскольники, самовольно отделяющиеся от Церкви (33-е правило Лаодикийского собора запрещает молиться с раскольниками). Св. Василий Великий разъясняет: “иное нарекли древние ересью, иное расколом, а иное самочинным сборищем: еретиками нарекли они совершенно отверзшихся и в самой вере отчуждавшихся; раскольниками - разделившихся во мнениях о некоторых церковных предметах и в вопросах, допускающих врачевание; а самочинными сборищами - собрания, составляемые непокорными пресвитерами или епископами и не наученным народом”. Святость Церкви (прежде всего, как «Организма») несовместима с лжеучением и ересями. Поэтому Церковь строго блюдет чистоту истины и сама исключает из своей среды еретиков» («Православное Догматическое Богословие», с. 154).
Так обстоит дело с еретиками и раскольниками, осужденными судом Православной Церкви, а как быть с теми, которые ещё законным судом не осуждены?
По сути дела (с точки зрения «Тела Христова»), неосуждённые ещё еретики и раскольники самоосуждены и сами себя, впадением в ересь, раскол или самочинное сборище, соделали негодными для «Церкви-Организма», оставаясь иногда до времени во внешней церковной «организации» в виде омертвелых членов (засохших, но ещё не обрубленных, ветвей дерева или отломленных ветвей, лежащих около него). И чтобы им снова стать пригодным для «Церкви-Организма», необходимо с покаянием отказаться от своих заблуждений (анафематствовать их) и вернуться к чистоте Православия, а раскольникам и самочинникам воссоединиться с Церковью.
Но до времени суда через эти омертвелые члены, «видимые орудия» (при непременном условии, что они ещё являются законно-рукоположенными священнослужителями и не отсечены пока соборным судом за преступления), как «через сухой, безжизненный канал», совершаются в «церкви-организации» благодатью Св. Духа таинства.
«Ибо благодатная сила таинств зависит собственно от заслуг и воли Христа Спасителя, Который Сам невидимо и совершает их; а пастыри Церкви суть только служители Его и видимые орудия, чрез которые Он преподает таинства людям… Сам Христос, говорили … древние учители и защитники Православия, силою Св. Духа, невидимо преподает людям крещение, Сам разрешает их от грехов, Сам рукополагает в свящ. степени, Сам освящает св. дары на святом жертвеннике. И вслед за тем единогласно утверждали против еретиков, что благодатная сила таинств не зависит от нравственного достоинства совершителей таинств (т. е. от способности поступать или не поступать по Истине, Богоугодно)…
Случается, писал св. Иоанн Златоуст, что миряне живут в благочестии, а священники в неправде, и потому чрез них не надлежало бы совершаться ни крещению, ни приношению тела Христова, если бы благодать искала везде только достойных. Но ныне Господь обыкновенно действует и чрез недостойных, и благодать крещения ни мало не оскорбляется жизнью священника...
Как учили св. Отцы, в частности, блаж. Августин: Богу всегда принадлежит благодать, Богу - и таинство, а человеку - одно служение. Если он хорош, то согласуется с Богом, действует с Богом; если - худ, то чрез него совершает Бог видимую форму таинства, а Сам дарует невидимую благодать…
Для объяснения этих мыслей (св. Отцы) указывали на то, что и через сухой, безжизненный канал может передаваться живительная влага, что доброе семя принесет свой плод, будет ли брошено в землю чистыми или нечистыми руками, что солнечный луч, протекая и нечистые среды, не делается от того нечистым» (Православно-догматическое богословие Преосвященного Макария (Булгакова), архиепископа Харьковскаго. Т. 2, п. 245).
Также, «по преданию от Отцев» учил авторитетный блаж. свт. Симеон, Архиепископ Фессалоникийский (XV в.): «Архиерей, священник, диакон, занимающий в духовном звании служебную степень, … быв законно рукоположен, есть истинный слуга Божий, споспешник спасению людей… Но и в недостойном, если только он рукоположен, архиерее, священнике, клирике, … по силе рукоположения благодать действует, ради спасения обращающихся к нему, - и каждый получает от него освящение, и ни один не остается, не сподобившись его. Рукополагаемые ими рукополагаются; разрешаемые от грехов, или связываемые, разрешаются, или связуются, и все, совершаемыя ими таинства, - действительно таинства: потому что совершает их не человек, но чрез этот орган - благодать. Горе этому органу, если он совершает не по намерению чрез него Совершающаго… Если повинен суду только недостойно приобщающийся: то тем более - недостойно священнодействующий. Это мы говорим о принявших рукоположение: все они, прежде ли, после ли грешат, недостойны его. И если бы удалось им раскаяться и улучить спасение: они сами оставили бы совершение священнейших действий священства…» (
http://www.keliya.org/Biblio/Simeon_Solunsky/otvety.htm).
Как писал свт. Филарет Исповедник диакону Вениамину Жукову в 1971 г., «Блаженнейший Митрополит Антоний указывал, что благодать Божия может проходить и через недостойные сосуды, духовно опаляя их к погибели, но сообщаясь чрез них принимающим её с верою. Измена иерархии Православию не есть ещё измена самой Церкви. Хранитель правой веры и благочестия - сам верующий народ, как точно указано в послании Восточных Патриархов. Когда вся Церковь голосом Вселенского Собора осудила, как еретиков, Константинопольского Патриарха Нестория и его единомышленников, коих было немало, это осуждение не пало на всю Константинопольскую Церковь и паству. Делая свои еретические утверждения, Несторий и комп.(ания) не были выразителями мнения Константинопольской Церкви. Так же и советская иерархия в своем неправильном действовании не выражает истинного голоса Русской Церкви».
Таинства же, согласно макарьевскому «Правословно-догматическому Богословию» (т. е. установлению Церкви), совершаются при условии: 1) если (как в нашем случае) этот недостойный «орган» был законно рукоположён; 2) не запрещён в священнослужении (не извержен из сана, не отлучён законным судом от Православной Церкви); 3) совершает их правильно по установленному Церковью чину. При этом, эти таинства могут идти совершающим их и прибегающим к ним как во спасение, так и в «суд и осуждение».