Предварю текстъ автора апокрифическимъ разсказомъ про Рѣпина , авангардистовъ и лошадку.
Какъ-то разъ на виллу къ классику русской живописи прибыло нѣсколько юныхъ но уже дегенеративныхъ живописцевъ-авангардистовъ просить у него совѣта и можетъ быть ходатайства, а то и гуманитарной помощи. Илья Евфимовичъ посадилъ ихъ поодиночкѣ нарисовать для него лошадку, и когда ни у кого не вышло ничего пристойнаго, просто развёлъ руками, молъ даже лошадки не можете нарисовать, а туда же ! И, говорятъ, даже не накормилъ ихъ ни супомъ изъ крапивы, ни чаемъ изъ ботвы, что у него запасалось для гостей и такъ напоминало именно лошадиное меню... Мои комменты какъ обычно особымъ шрифтомъ .
Оригиналъ взятъ у
vad_nes въ
Реплика Я знакомъ съ двумя художниками, у которыхъ офигѣнная техника. Ну то есть они, грубо говоря, очень хорошо умѣютъ рисовать въ самомъ простецкомъ смыслѣ этого слова, какъ говорятъ дѣти - "похоже, не отличить". Говорить съ обоими - мука, изъ нихъ каждое слово приходится вытягивать клещами. Они ненавидятъ говорить, они не умѣютъ говорить, и очень плохо могутъ выразить что-либо словами. Они, де-факто, слабо владѣютъ языкомъ. Но рисуютъ - закачаешься. Я объясняю себѣ это темъ, что они воспринимаютъ міръ по другому, не вербально, а визуально. Въ меня, напримѣръ, всё входитъ черезъ уши, а выходитъ черезъ ротъ, а у нихъ входъ въ глазахъ, а выходъ - черезъ пальцы.
[Я кстати еще добавлю, что показателем бездарности современнаго именно художника является его умѣлость создавать коллекцiи антикварiата, насколько я видалъ эту публику . ]
А потомъ я замѣтилъ очень интересную вещь - чѣмъ лучше, логичнѣе, точнѣе художникъ умѣетъ говорить, тѣмъ хуже онъ рисуетъ - въ самомъ прямомъ, профанномъ смыслѣ этого слова. Непохоже рисуетъ. А еще одинъ третій мой другъ, очень хорошій арт-критикъ, какъ-то обронилъ фразу, что въ современномъ искусствѣ важно даже не столько создать какую-нибудь инсталляцію, сколько сдѣлать къ ней классное описаніе, раскрывающее концепцію. А теперь быстренько разубѣдите меня, а то я рѣшу, что міръ современныхъ художниковъ созданъ по образу и подобію старой шутки про литературнаго критика. Перефразируя: "Современный художникъ - это человѣкъ, который убѣдительно разсказываетъ, какую классную картину онъ бы написалъ, если бы умѣлъ рисовать".
Оригиналъ взятъ у
vad_nes въ
Почему лошадь не рисуютВъ продолженіе темы о не умѣющихъ рисовать художникахъ - обѣщанный длинный и занудный прогонъ!.
Хорошо, разсказываю своей варіантъ отвѣта на вопросъ, почему современные художники не умѣютъ рисовать. А они и въ самомъ дѣлѣ не умѣютъ, популярное мнѣніе "на самомъ дѣлѣ они всё прекрасно умѣютъ рисовать, просто придуриваются" - не болѣе чѣмъ мvѳъ. Даже тѣ изъ нихъ, у кого классическое профессіональное образованіе (а такихъ не болѣе трети, а то и четверти), не рисовали съ момента окончанія института, потому давно уже потеряли квалификацію.
Если безъ ёрничанья, то дѣло примѣрно вотъ въ чёмъ. Давнымъ-давно міръ былъ суровъ и бруталенъ, доступныхъ для обитателей рессурсовъ въ немъ было мало, и чтобы оные рессурсы получить, надо было ВСЕГДА, каждый день съ утра до вечера очень неслабо напрягаться. Кто не напрягался, тотъ просто не получалъ рессурса, и вскорѣ уступалъ дорогу болѣе трудолюбивымъ въ самомъ печальномъ смыслѣ слова.
Потомъ обстоятельства измѣнились, рессурсы научились добывать, жизнь стала получше, и такъ сурово напрягаться тоже уже не было необходимости. Мало-помалу невиданный звѣрь - свободное время - появилось не только у ничтожной по численности высшей прослойки, но и у достаточно широкихъ слоевъ населенія.
[Хуже того: т.н. техническiй прогрессъ долгое время только экономилъ это самое время, всё больше и больше. Дошло до того что технически не нужны столь желанныя для борцовъ за архаичныя права наемныхъ рабочихъ 100%-я и 8-часовая занятость. Не говоря про пожизненный трудъ до самой могилы. ]
Всталъ вопросъ - чѣмъ это свободное время заполнить? И огромныя массы населенія устремились въ искусство. Потому что творчески реализовываться, дѣлать красоту и потреблять ея - это базовая потребность человѣка. Даже темные крестьяне, жизнь которыхъ, если честно, немногимъ отличалась отъ жизни ихъ рабочей скотинки - и тѣ вышивали какіе-нибудь рушники, рѣзали наличники, малевали вывѣски надъ трактирами и т.п. Очень много людей хочетъ рисовать картины. Очень много людей хочетъ играть на музыкальныхъ инструментахъ. Очень много людей хочетъ писать книги. И т.п. Практически каждый хочетъ.
Но вотъ бѣда - когда начался этотъ великій походъ не искусства въ массы, а массъ въ искусство, выяснилась одна очень непріятная вещь. Практически все классическіе виды искусства оказались плоть отъ плоти того самого суроваго міра безъ свободнаго времени. Что изъ этого слѣдуетъ - мнѣ напомнили въ комментахъ къ предыдущей записи:
«Всё гораздо проще.
Академическій рисунокъ -- это вродѣ математики или фортерьяно.
Чтобы хорошо рисовать, надо РИСОВАТЬ.
Каждый день, часами, долгіе годы.
Въ ущербъ всему остальному.
Это адское ремесло, которое дается потомъ, кровью и палочной дисциплиной.
Какъ балетъ».
И "адскимъ ремесломъ" оказалось всё. Хочешь рисовать? Изволь выложить за это нѣсколько лѣтъ своей жизни, причемъ фрилансъ исключенъ, только полная занятость. Хочешь играть на какой-нибудь мандолинѣ, растапливая волшебствомъ музыки черствыя сердца людей? Изволь лѣтъ съ 4-5 каждый Божій день мучить эту сволочь нѣсколько часовъ, и ничего не видѣть въ жизни, кромѣ нея. Иначе техники не будетъ.
И со всѣмъ такъ.
И вездѣ безъ какихъ либо гарантій. Потому что вездѣ, кромѣ техники, требуется еще такая малоосязаемая штука какъ талантъ, котораго у тебя вполнѣ можетъ и не оказаться.
[Я еще элементарную удачливость сюда нахлобучу, бывало что и талантамъ ея не хватало. Каждому , простите, Моцарту -- приходилось обходить стороной неудачливыхъ Сальери, кои бывали и далеко не обязательно бездарней Моцартовъ ! ]
Это былъ тупикъ..
Есть масса людей, которая хочетъ заниматься искусствомъ, но заниматься имъ не можетъ изъ-за высокихъ требованій этого самаго искусства.
Что произошло дальше, вы, я думаю, въ курсѣ - планку начали занижать.
Чтобы играть въ симфоническомъ оркестрѣ, музыканту необходимо обладать высочайшей квалификаціей. На смѣну симфонической музыкѣ пришелъ джазъ, тамъ уже было полегче, но всё-таки требовалось виртуозное владѣніе инструментомъ. Для того, чтобы играть на эстрадѣ или въ рокъ-группѣ, нѣкоторымъ оказалось достаточно знать восемь аккордовъ.
Музыканту стало не обязательно быть виртуозомъ. Вонъ, Ринго Старъ всю жизнь былъ весьма посредственнымъ барабанщикомъ - и чему это помѣшало?
Примѣрно то же самое произошло и въ живописи. «Что мы вообще уперлись въ эту живопись? - спросилъ кто-то ушлый. - Давайте назовемъ это «визуальное искусство»!». Не умѣешь рисовать? Не бѣда. Возьми готовыя дѣтскія игрушки, разставь ихъ прикольно, измажь рты кровью. Зритель смотритъ? Впечатлѣнія получаетъ? Значитъ - визуальное искусство, а ты - художникъ. А рисовать вовсе и не надо.
Дальше - больше. Требованія къ техникѣ начали снижаться не только у творцовъ, но и у потребителей, и этотъ процессъ былъ неизбеженъ. Если въ твоемъ городѣ одинъ симфоническій оркестръ и двѣ тысячи всяческихъ группъ - кого ты будешь слушать и слышать чаще, и что у тебя будетъ черезъ нѣкоторое время ассоціироваться со словомъ «музыка»?
Процессъ набиралъ обороты, и черезъ нѣкоторое время техника, то бишь профессіональныя умѣнія и навыки, въ массовомъ искусствѣ просто вынесли за скобки въ силу того, что онѣ оказались никому не нужны. Можно назвать этотъ процессъ деградаціей искусствъ, можно «объективными измѣненіями въ измѣнившемся мірѣ», можно - «объективной деградаціей».
Но фактъ остается фактомъ, сегодняшнее время - это время дилетантовъ.
И напослѣдокъ - двѣ ремарки, просто чтобы упредить реплики, которые неизбежно кто-то скажетъ.
Да, уважаемые поклонники современнаго искусства, я въ курсѣ, что я упрощаю, что процессъ былъ много сложнѣе, что традиціонная живопись оказалась въ кризисѣ и творческомъ тупикѣ и тому подобное. Я знаю, что Пикассо, когда заявлялъ, что уже въ юности онъ рисовалъ не хуже Рафаэля - не очень-то и вралъ. Рисовать въ обыденномъ смыслѣ этого слова испанецъ умѣлъ хорошо, техника у него была прекрасная. И фіолетовыхъ уродцевъ съ глазами на жопѣ онъ рисовалъ не отъ неумѣнія, а отъ поиска новыхъ формъ - всё это такъ.
Но и вы задумайтесь, почему изъ всѣхъ возможныхъ путей выхода изъ кризиса съ восторгомъ былъ принятъ именно этотъ, почему именно протоптанная Пикассо тропинка стала магистральной трассой?
Да именно потому, что въ пробитую профессіоналомъ Пабло Діего Хосе Франсиско де Паула Хуанъ Непомусено Марія де Лосъ Ремедіосъ Сипріано де ла Сантисима Тринидадъ Мартиръ Патрисіо Руисъ и Пикассо калитку ломанулась цѣлая толпа недоучекъ, бездарей и откровенныхъ жуликовъ. Ломанулась съ криками: «Всё, можно! Нургаліевъ разрѣшилъ, Пикассо легитимизировалъ Теперь заживемъ, пацаны!».
И второе. Я прекрасно понимаю, что техника, профессіональныя умѣнія и навыки - это только одна изъ двухъ составляющихъ, и сама по себѣ она немногаго стоитъ, несмотря на то, что требуетъ огромнаго количества усилій. Да, безъ таланта это просто ремесло. И, да, здѣсь есть небольшое слѣдствіе, связанное съ темъ, что талантъ, въ отличіе отъ техники, въ мірѣ исчезнуть не можетъ. Къ примѣру, современные молодые авторы пишутъ коммерческую фантастику одинаковъ ужасно съ точки зрѣнія классическаго литературовѣдѣнія. Профессіональными навыками беллетристики, которая, напомню, въ переводѣ означаетъ «красивое письмо» не владѣетъ практически никто. Съ точки зрѣнія стиля и т.п. - у всѣхъ тихій ужасъ. Межъ темъ книги однихъ становятся популярными и даже бестселлерами, а у другихъ ихъ не читаетъ никто, кромѣ членовъ семьи. Это значитъ просто, что при отсутствіи техники у однихъ талантъ есть, а у другихъ - даже не ночевалъ. Но технику ни тѣ, ни другіе осваивать не собираются, въ современномъ мірѣ это просто ни къ чему, это лишніе тѣлодвиженія
вообще
про выродившееся изкусство читаемъ у меня такъ .