какъ понимать литературу ? (70/1)

Feb 08, 2016 23:45

Надъ стихами Некрасова. Не написанная опера.

Данный постъ отнюдь не предназначенъ для беременныхъ, кормящихъ грудью, несовершеннолѣтнихъ, страдающихъ острыми и хроническими заболѣваніями , "нетрадиціонной сексуальной оріентаціей" или излишней чопорностью. Будетъ дѣйствительно не всѣмъ пріятно, какъ впрочемъ зачастую бываетъ съ правдой.

Массу литературы я обсуждаю только что прочитавъ, порой чтобы похоронить въ памяти и топкѣ, но Некрасовъ всегда во мнѣ. Сыздетства. Моя прабабушка, счастливъ былъ застать ея, Царствіе ей Небесное, оченно его чтила. При томъ, что нытье его я понятно любить не могу совсѣмъ. Какъ и антикрѣпостническіе выпады (вовсе не актуальные въ нынѣшнее время возвращенія къ истокамъ), и апологію разночиннаго вольнолюбства. Такъ что я его даже пятилѣтками не читаю буквами, но, повторюсь, онъ сыздетства во мнѣ.(Мои родители тоже были за его творчество, -помню по дѣтству иллюстрированныя книжки съ его стихами, а потомъ его ПСС, зеленое такое.) Да вы, читатели, уже навѣрное замѣтили у меня "циррозъ-воевода дозоромъ обходитъ владѣнья свои" и иныя отсылки къ некрасовскому стиху. А тутъ ему какъ разъ 138 лѣтъ со дня кончины и вскорости 195 со дня рожденія. Его суперхитъ, поэма "Морозъ, красный носъ" кстати въ этомъ году тоже празднуетъ юбилей,155 лѣтъ назадъ она началась.
Высказанная далѣе иронія въ извѣстномъ смыслѣ окажется самоироніей.

Очевидно, мелкой самостью и недостаткомъ нордизма нашихъ рокъ-туссовщиковъ можно объяснить то обстоятельство, что сага въ стихахъ "Морозъ, красный носъ" не стала пока основой для нордической рокъ-оперы или какъ минимумъ рокъ-ораторiи. (Есть правда еще одно обстоятельство, о коемъ ниже.) Тутъ можно создать ударный шедевръ. Поторопились бы, а то вѣдь скажемъ финны сдѣлать смогутъ, какъ сдѣлали уже вотъ такой русскій яростно нордическій вальсъ!!! Почему? Размѣръ стиха "Мороза" идеально роковый- сравните съ "The House of Rising Sun". Сюжетъ нордичный, м.б.готичный, отчетливый. Языкъ тоже. Про персонажей и говорить не приходится. (Проклъ, а затѣмъ и его вдова Дарья, совершили trespass въ удѣлъ Мороза-Воеводы, сверхчеловѣческаго феодальнаго владыки. Чрезмѣрно проникли. И онъ не сильно торопясь, взялъ ихъ, и , специфически любя покойниковъ, будетъ рядить ихъ въ иней, въ могилахъ.) Сценичность поэмы не требуетъ жуткихъ толпъ исполнителей и дюжинъ контейнеровъ изощренныхъ декорацій. Къ тому же, въ постановку можно вставить и другіе нордичные стихи автора, про мужичка съ ноготокъ, про "Суровъ ты былъ, ты въ молодые годы" (по-моему почти столь же нордико-героично какъ "La Luptea Muncitor!", созвучно такъ!). Можно вставить и фрагменты поэмы " Кому на Руси жить хорошо?", этого гимна нордическому странствующему правдолюбію (поэма-то всё равно не закончена;чуть не въ ИРЛИ литературовѣды мнѣ говорили, авторъ уповалъ показать среди вопрошаемыхъ о счастьи Вельможу, Царя и ... Жида, а также истинно счастливаго : Пьянаго. Но не дописалъ. Плохо.) Можно и стихи о свѣчѣ поселянина вставить въ рокъ-оперу, просто превосходно было бы по-моему.

Великій Курехинъ былъ бы м.б. способенъ создать что-то подобное, но самъ таки былъ черезчуръ остроуменъ и сюренъ для столь эпико-реалистическаго проекта. Людей масштаба Курехина сейчасъ похоже не столь и много въ мірѣ искусства... Хотя м.б.и не надо жуткаго таланта для такой оперы, разъ Некрасовъ почти всё необходимое написалъ?

Но главную проблему я вижу въ иномъ. Великаго печальника земли Русской по-моему порой недопонимаютъ. НеКРАСОВЪ это эстэтъ именно что некрофильскій, безъ отсылки къ нордическому труполюбію, едва понятна даже его гражданская, и не только гражданская, скорбь, не говоря про зашкаливающій порой нордизмъ. Первая книга Некрасова, чтобы вы знали, - сборникъ романтическихъ балладъ и элегій, въ которыхъ по тому времени умѣренное труполюбіе считалось строго обязательнымъ, на стихи неплохо отозвался Жуковскій и плохо Бѣлинскій, ясно всё, чистый мочеполовой детерминизмъ. Да, вольнолюбивая публика обычно душевно ближе, какъ-то толерантнѣе, къ иной извратной оріентаціи, враждебной некрофиліи ,- я, понятно, про гомосексуализмъ,- а Некрасовъ служилъ вольнолюбству увы чуть не всю жизнь, и его умиленіе на тщательно ошевелюренныхъ малосемейныхъ вольнолюбцевъ съ истерично обкусанными ногтями, натужной дружелюбностью и модно вывернутымъ міровоззрѣніемъ кажется порой то ли искусственнымъ, то ли трагически противорѣчивымъ. А то ли и расчетливымъ. И даже не только коммерчески-, а и картежно- расчетливымъ. Давайте же поймемъ, "голубая любовь" бываетъ сплошь да рядомъ лирически грустной, но высокой эпической скорби въ ней мало, для суровой эпики нуженъ совсѣмъ другой духъ. Гораздо естественнѣе выглядитъ его фигура не въ криптопедерастической салонности добролюбовыхъ да писаревыхъ, а въ сурово нордическихъ лѣсахъ съ охотничьимъ ружьемъ и пудами труповъ звѣрюшекъ и пташекъ, - вольнолюбивый поэтъ вродѣ какъ замѣченный въ нѣмцеѣдствѣ, былъ помѣщикомъ и товарищемъ по охотѣ многихъ помѣщиковъ, укажу напримѣръ адмирала фонъ Краббе, яраго реакціонера. Ну и чтобы изящное общество рядомъ, и взводъ-другой мужиковъ прислуживалъ бы на охотѣ господамъ, ясно, было такое. А съ нордическимъ арійцемъ графомъ фонъ Адлербергомъ и другими почтенными господами много поигрывалъ въ картишки страдалецъ за народъ, неотъемлемая часть его быта. Таковыя противорѣчія и должны были разорвать, съѣсть, сжечь выдающагося поэта, увы. Добавлю объ убійственныхъ противорѣчіяхъ. Это же прямо поразительно, сколь малозамѣтно труполюбивый Некрасовъ писалъ о войнѣ, - а онъ вѣдь былъ сынъ оффицера, жилъ во времена Крымской войны, польскаго возстанія, покоренія Кавказа и Средней Азіи, умеръ во время войны съ Турками за свободу Балканъ,- отъ военной тематики, столь насущной въ его время, онъ по большому счету отдѣлывался репликами, ремарками, штришками. Возможно, уклонясь въ свое время отъ военнаго служенія, не считалъ себя вправѣ?
Цитаты выдѣлены такъ, смысловыя относки выдѣлены такъ.

Былъ памятенъ онъ во народѣ,
Которому тщился служить,
И спѣть о грядущей "свободѣ",
До коей не мыслилъ дожить.,

Религіи, южной природы,
Войны, Царя, вспѣть не желалъ,
И счастье его,что "свободы"
Желанной имъ, - не увидалъ!

Для будущихъ баръ и холоповъ
Гулаговскихъ, онъ воспѣвалъ
Бурлацкій адъ,адъ землекоповъ,
Рудникъ, пашню, лѣсоповалъ!

Въ его сочиненьяхъ раскрыта
Натуга нужды и труда,
А боль бытія вмѣстѣ слита
Съ мотивами воли и льда.

Въ своихъ стихотворческихъ силахъ,
Эстэтски, онъ не былъ крофилъ,
Любилъ, чтобъ въ глубокихъ могилахъ,
Не зналъ тѣхъ, кто весело жилъ!

Поющій страданья народа,
Въ финансахъ везучимъ былъ онъ,
Трудомъ убивъ юности годы,
Зажилъ самъ какъ панъ иль баронъ!

На отдыхъ въ нордической чащѣ,
Онъ брелъ, воздымая ружье,
Охотясь всё чаще и чаще,
Пудами кокоша звѣрье.

Пусть онъ умилялся на жизнь,
Студентовъ, рабочихъ, крестьянъ,
Но всё же, своимъ организмомъ,
Онъ шелъ въ погибающій станъ.

Однажды, въ студеную пору,
Съ вытьемъ и друзей и родныхъ,
Онъ вышелъ на Трупную Гору,
Отъ нихъ, столь безпечно живыхъ.

И легъ онъ въ дѣвичью обитель,
Посѣявъ при жизни развратъ,
Лежитъ какъ причастный воитель,
У самыхъ кладбищенскихъ вратъ.

И смерть его друговъ суровыхъ,
Ихъ строй не смогла сократить,
У гроба, цѣнители слова
Смогли хороводы водить.

Немало имъ данныхъ аллюзій
Случились, наперекосякъ,
Развѣялось много иллюзій,
Надежды же сбылись не такъ.

Пришелъ кровососъ инородный,
И духъ вольнолюбства вѣсь сникъ.
Не вышло дороги народной,
Не вышло читать умныхъ книгъ,

Любимыхъ Н. труповъ столь много,
Столь многихъ любимыхъ крестьянъ,
Мостили собою дорогу
Мостились купецъ, баринъ, панъ,

Попъ, вахмистръ мостилися грубо
Мостились отецъ, дочь и мать,
Которыхъ подлецъ Добролюбовъ
Не смогъ научить умирать.

Мостился и фракъ со звѣздою,
Мостились шинель и армякъ,
И грудью, и той же спиною,
Витія, хозяинъ, дуракъ...

Дорогой изъ труповъ всѣхъ званій
Пошелъ "соціяльный прогрессъ",
Не стало крестьянскихъ гуляній,
Порубленъ охотничій лѣсъ,

Не столь много рекъ полноводныхъ,
Зеленый Шумъ срубленъ подъ край!
(Но прорву мѣховъ новомодныхъ
Пошилъ намъ китайскій Ма Зай.)

Столь мало семей многочадныхъ
Идущихъ въ Господній День въ храмъ,
Столь мало избушекъ нарядныхъ,
Печать дошумелася въ хламъ,

Лишенъ атаманъ покаянья,
Парадный подъѣздъ васъ не ждетъ,
А люди холопскаго званья
Такъ часты на мѣстѣ господъ!

Дѣвицъ изъ-подъ Кіева тащитъ
Отнюдь не разбойникъ въ кровать:
Порой, ради женской удачи,
Приходится всё отдавать.

Который матросъ бился съ Туркой,
Вдругъ всталъ подъ турецкій байракъ,
Поэтъ живъ агиткой- халтуркой,
Вѣсь высшій свѣтъ скрылся во мракъ !

Царю дядя Яковъ смерть кинулъ,
Крестьянъ многихъ нѣмецъ урылъ,
Но выжили тѣ кто не сгинулъ,
Въ странѣ столь широкихъ ...могилъ!

Могилы любовникъ суровый,
Отъ правды сховался Н. въ ней.
Что стоитъ "свободное слово",
Коль люди и время подлѣй?

М.б. къ этимъ моимъ виршамъ на базѣ его стиховъ нуженъ дословный комментарій? Укажу лишь, что хороводъ на похоронахъ Некрасова былъ нарисованъ по памяти участниками. И что Трупная Гора это не столько изъ его творчества (хотя въ "Морозѣ" кладбище именно на горѣ) , но метафора по мотивамъ нордическаго Б.Шергина. И про дѣвичью обитель укажу: достопамятно, могила Н.А. Некрасова соблюдается въ Петербургѣ, но не на Литераторскихъ Мосткахъ разночиннаго Волкова кладбища, что казалось бы почти естественнымъ, тамъ схоронено много писателелей того времени и направленiя, а на сравнительно буржуазномъ по тогдашнимъ порамъ и чуть болѣе высоко расположенномъ Новодѣвичьемъ кладбищѣ,невдалекѣ отъ входа. Одна изъ причинъ, кстати, почему коммунисты не срыли въ свое время ни кладбище, ни монастырь, при которомъ оно находится. Надгробный бюстъ сохраняетъ бодро-укоризненное выраженіе лица, что по-моему весьма умѣстно.


ЗЫ: Если эта опера всё-таки будетъ создана, укажите меня какъ автора замысла; я авторъ замысла, и найдутся люди подтверждающіе что замыселъ возникъ у меня какъ разъ передъ этимъ постомъ въ ЖЖ. Готовъ и надъ самой оперой поработать.
ЗЗЫ: И простите мнѣ мой выпадъ противъ нашей рокъ-публики, если опера состоится.
ЗЗЗЫ: Но всё же, почему я столь много дани воздалъ именно Некрасову, и именно сейчасъ?! Ежели онъ во мнѣ, такъ , можетъ, пусть бы и далѣе скрывался во мнѣ, какъ скрывается въ могилѣ, онъ вѣдь во мнѣ не живетъ, реально мало воспринимаемый нынѣшней публикой (подумаешь, выкрикнутое частное страданіе полуторавековой давности! испугалъ ежа задницей!), поразительно провалившійся въ своихъ пророчествахъ, а порой такъ и прямо накаркавшій горе довольно извращеннымъ способомъ, имѣющій немало, прямо сказать, пятенъ на біографіи и противорѣчій въ бытіи? А знаете, я шелъ къ этому тексту, особливо къ стихамъ (полагаю, знатоки творчества поэта оцѣнятъ?) почти всю свою прежнюю жизнь. Именно въ силу бытійныхъ противорѣчій, ибо бытійными противорѣчіями Н.Некрасова я не живу. Иронія этого текста да послужитъ снятію "гражданской" скорби - во имя радости о Богѣ и ближнемъ, народѣ и Царствѣ.

интеллигенция, лесные братья&сёстры, инволюция, некрофилия, аристократизм, крестьяне, какъ понимать литературу?, народ, природа

Previous post Next post
Up