Верна ли мысль, что психологическое состояние матери влияет на развитие ребенка? Медицинские специалисты детской больницы г. Бостона (США) проверили это утверждение строго научным способом.
В ходе исследования большое внимание было уделено уровню «гормона стресса» кортизола в слюне детей и активности их мозга в корреляции с психологическим состоянием матери.
У детей, матери которых отличались заниженной самооценкой, в слюне было зафиксировано высокое содержание кортизола и одновременно наблюдалась пониженная активность гиппокампа - участка мозга, отвечающего за долговременную память и за способность противостоять стрессу.
Следует подчеркнуть, что основное внимание исследователи уделяли не реальному социальному статусу женщин, а их самооценке, далеко не всегда совпадавшей с их действительным положением в обществе. Этот показатель определялся с помощью объективных апробированных психологических тестов.
Выяснилось, что ни уровень семейного дохода, ни социальный и образовательный статус матерей не оказывали решающего влияния на биохимические показания стрессового состояния детей, такое влияние оказывал только уровень материнской самооценки. Проще говоря, дети перенимали угнетенное состояние матери в случае, если у нее был комплекс неполноценности.
Исследование поставило перед учеными гораздо больше вопросов, чем дало ответов. Так, на уровень самооценки влияет слишком много самых разнообразных факторов - культурных, психологических, социальных и т.д., и здесь еще много аспектов проблемы подлежат изучению. Да и обратная сторона проблемы, а именно: как влияет на состояние ребенка завышенный уровень материнской самооценки, а также влияние отца и других родственников - тоже пока не изучена.
Интересно, что на эту тему нам говорят психологи?
Ощущение защищенности и безопасности
Точка зрения Системно-векторной психологии Юрия Бурлана совпадает с исследованиями бостонских ученых: психологическое состояние матери действительно влияет на ребенка. Любые плохие состояния матери - это потеря чувства защищенности и безопасности для ребенка и, как следствие, стресс и негативное влияние на его развитие.
Дело в том, что развитие врожденных свойств ребенка возможно только до пубертата включительно, то есть до 13-15 лет. И без чувства защищенности и безопасности, исходящего от матери, уровень их развития не достигнет максимума.
Защищенность и безопасность - это не сопровождение в школу до десятого класса, это понимание своего ребенка, его нужд и потребностей, особенностей его психики, способность воспринимать его как отдельную и не всегда похожую на родителей личность. Это искусство создать у малыша уверенность, что мама всегда на его стороне, при этом не перегнув палку в сторону гиперопеки.
Но как обеспечить ребенку это чувство защищенности и безопасности, когда у самой матери комплекс неполноценности, или страхи, или депрессия, или другие плохие состояния? И как понять врожденные свойства психики своего ребенка?
«А вдруг…?»
Системно-векторная психология говорит, что любой человек рождается с определенным вектором (или с несколькими, от 1 до 8), то есть совокупностью определенных свойств и желаний. И что эти вектора влияют на дальнейшую жизнь человека.
Например, чувство страха свойственно человеку со зрительным вектором наряду с большой эмоциональностью. У зрительников самая большая врожденная эмоциональная амплитуда - от страха до огромной любви. Они предрасположены к сильным эмоциям, но если не умеют проявлять положительные чувства, то раскачивают свои эмоции от состояния «страшно» до «не очень страшно». Таким образом они используют, как умеют, свою врожденную потребность к сильным чувствам.
Можно научиться испытывать положительные эмоции, только нужно бояться не за себя, а проявлять сочувствие к другому человеку. И если в своем ребенке вы замечаете зрительный вектор, если он часто без причины плачет, то его тоже нужно учить любить и сопереживать другим людям. Сначала читая сказки, рассказы, которые вызывают переживания за героя, потом смотря подобные мультфильмы и впоследствии трагические фильмы. Обращая внимание своего ребенка на проблемы и нужды других людей, можно развить в нем эмпатию и научить реализовывать свой зрительный вектор в положительном ключе.
Надо отметить, что если у человека нет врожденного зрительного вектора, то он не будет склонен к большой эмоциональности, к разнообразным страхам и фобиям.
Что делать с ребенком, если не до него?
Или, например, у человека есть звуковой вектор. Тогда он может быть замкнутым, высокомерным, равнодушным и склонным к депрессии. Звуковик находится в постоянном поиске смысла жизни: «Кто я? Где я? Зачем все это?» Он может не осознавать свои внутренние поиски смысла, но чувствует, что на душе как-то плохо, чего-то не хватает. Он может удариться в эзотерику, уфологию, религию, а может и вовсе отрицать все.
И если мама находится в таком состоянии, то о каком чувстве защищенности и безопасности для ребенка может идти речь? В первую очередь матери надо осознать, что
депрессию вызывает ее врожденный ненаполненный ответами звуковой вектор. И постараться наполнить его. Только сделать это без знаний СВП довольно трудно. Можно лишь сказать, что наполнение звукового вектора происходит от осознания того, что есть не только Я, но и другие люди. С их потребностями, желаниями, свойствами. Только понимание, что все эти люди и сам ты нужны, являются частями общего механизма под названием «человечество», дает звуковику возможность выбраться из депрессии.
Роль других людей в воспитании
А что делать, если у матери комплекс неполноценности? Сами ученые признаются, что он возникает вследствие разнообразных причин. Зигмунд Фрейд писал, что «комплекс неполноценности не является для нас чем-то простым, тем более элементарным».
Как объясняет СВП, человек может мучиться от незнания себя и других людей, и поэтому считать их лучше себя. Понимание сути 8 векторов, наших врожденных свойств и желаний дает удивительный эффект: становится понятно, что нет людей лучше или хуже, есть только их вектора в разной степени развитости и реализованности, что человек не может поступать по-другому, поскольку его векторальные особенности диктуют ему стиль жизни. И тогда отпадает само понятие «лучше-хуже», а вместе с ним и комплекс неполноценности.
Влияет ли отец на чувство защищенности и безопасности ребенка? Влияет косвенно, через мать. То есть плохие психологические состояния отца напрямую не лишают ребенка этого чувства, но эти состояния папы могут лишить равновесия маму. Чтобы этого не происходило, матери нужно научиться распознавать и адекватно реагировать на состояние мужа.
Как видим, ученые проводят эксперименты, что-то изучают, но они лишь констатируют факты. А что дальше с этими данными делать, как улучшить свою жизнь, ответов так просто не найти. Системно-векторная психология дает новый и нестандартный взгляд на любые внутриличностные и межличностные проблемы. Если вам интересно узнать об этом больше, заглядывайте на бесплатные онлайн-занятия по СВП (для участия нужно зарегистрироваться здесь:
http://www.yburlan.ru/training/)
Автор Алла Кольченко
Статья написана с использованием материалов
тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана Читайте также:
Бьёт - значит любит? Можно ли удержать мужчину ребенком? Идеальная разница между детьми
Google