Плохой школьный психолог? Глас народа
После убийства учителя 15-летним Сергеем Гордеевым в московской школе №263 мэр столицы Сергей Собянин приказал провести аттестацию всех городских психологических служб. Почему школьный психолог не заметил никаких отклонений у юного убийцы? Почему не предотвратил настоящую трагедию?
Один психолог на всю школу. Что он мог сделать? До дня преступления Сергей Гордеев ничем негативным не выделялся - стандартный ботаник, тихий, замкнутый, победитель олимпиад. Разве подобное предугадаешь? Разве поймешь что в голове у современного подростка?
И даже если предположить, что школьный психолог заметила бы отклонения в поведении Сергея, как она бы обратила внимание педагогов и родителей на депрессию ребенка, на повышенные нагрузки по учебе, на отсутствие у него свободного времени и друзей? Дала рекомендации, направления к психиатру? А дальше что? Амбициозные родители вряд ли бы прислушались к психологу и оставили свои цели - вырастить талантливого ребенка - отличника. Нет у школьного психолога инструментов по действенному воздействию на родителей. Родителей не выбирают. Ребенок - жертва своих родителей, отдан на откуп своей семье. Повезет - вырастет человеком, нет - судьба такая. И с этим надо смириться…
В общем, при подобных случаях добрые люди выражают соболезнования всем пострадавшим, в том числе и несчастному подростку - убийце, а злые люди выражают неприязнь, ищут виноватых и причины случившегося.
Школьный психолог. Увидеть очевидное
Позиция страуса - прятать голову в песок в случае опасности. Примерно также можно расценивать подобные «общественные» умозаключения. Впрочем, проверка и переаттестация психологических служб города подобна попытке убить слона дробиной.
Единственное, что поможет предотвратить подобные случаи - это знания.
Четкие проверенные, работающие знания по психологии. Не стандартизированные тесты и опросники, удобные для написания отчетов и выявления усредненных показателей, а практическая психологическая методика, позволяющая дифференцировать детей по их внутренним свойствам. На мой взгляд, таковой является системно-векторная психология.
8-ми векторный анализ устройства психического позволяет определить жизненные ценности подростков, тип мышления, особенности поведения, желания, способности, сильные и слабые стороны личности.
Владеющий этой методикой школьный психолог, легко может определить в каком состоянии находятся вектора: развиты - не развиты, реализованы - не реализованы. И, соответственно, проработать болезненные состояния психики через осознание их глубинных причин. Достаточно пообщаться с ребенком несколько минут, чтобы понять его внутренние наклонности, а потом уже можно начинать работу и с педагогами, и с родителями по созданию для него наилучших условий для развития. Помимо базового чувства защищенности для полноценного развития, заложенного в ребенке потенциала необходимо наполнение векторов, что немыслимо вне общества.
Школьный психолог. Борьба с ветряными мельницами
О том, что Сергей Гордеев находился в группе риска, говорит хотя бы тот факт, что звуковой вектор доминантный и наполнить его современному поколению с их огромным желанием очень трудно. В совокупности с гиперопекой родителей, отсутствием друзей, претендентом на роль изгоя в классе -
одноклассники называли его «человек - тень» - как уж тут психологу не заметить, что ребенок нуждается в помощи? Конечно, если бы он парту сломал, учителя матом обругал, в туалете стены исписал - точно бы попал под пристальное внимание школьного психолога, а так и для него он остался невидимкой.
Итак, предотвратить трагедии, связанные с девиантным поведением подростков не только можно, но и дело чрезвычайной важности - вопрос нашего будущего и по силам школьному психологу, владеющему системным знанием. Главное - не бороться с ветряными мельницами - проводя переаттестацию психологов, проверку охранных служб школ, а вооружить школьных психологов новыми работающими психологическими знаниями. Слишком дорого обходятся ошибки неведения и заблуждений психологов. Сегодня мы хороним одного учителя географии и одного полицейского, а что нас ждет завтра, если ничего не изменится в школе?
Статья написана с использованием материалов
тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Автор: Ольга Князева.
Читать также:
Убить словом. Язвительная радость. Стрельба в московской школе 263. Расстрелы в школах: чума 21 века. Хочу тишины и покоя. Как заставить замолчать болтливого сотрудника.
Google