Индекс международной значимости государств (о 1,5%-ном величии и 4,5%-ном сверхдержавии). Часть 1.
Jun 11, 2016 23:35
___________________________(Предупреждаю - много букв).___________________________
___Неоднократно сталкиваясь в статьях с понятиями «сверхдержавы», «великие державы» и им подобными, а также знакомясь со спорами по поводу того, какую страну считать, а какую не считать той или иной, я удивлялся, почему до сих пор не разработан математический аппарат во избежание всевозможных кривотолков. И то сказать: в поисках нужной информации я натыкался на индексы глобальной конкурентоспособности, человеческого развития, миролюбия и т.д. и т. п., но по поводу значимости стран на политической арене мира удалось найти лишь мнения экспертов - интересные, ценные, но - без внятно разработанной математической части. ___Мне захотелось восполнить данный пробел. Пораскинув мозгами и поэкспериментировав, я составил индекс международной значимости государств. Он показывает потенциал (по 12-бальной шкале и 100-бальной шкале), которым обладают государства в деле защиты своих интересов и их продвижения на международной арене. Не берусь утверждать, что полученное на выходе - истина в последней инстанции, но в то же время результат мне показался довольно правдоподобным (а аналогов ему я не нашёл).
[Методика расчёта] __________________Категории, по которым производился расчёт.__________________
___Для начала надо было определить, какие категории стран и сколько стоит исследовать для получения максимально объективного результата. В итоге - остановился на 30-ти категориях в географическо-инфраструктурной, военно-политической, финансово-экономической, информационно-технологической, энергетической и социальной сферах. Пробовал меньше - вроде бы чего-то не хватает, больше - заметно обесценивается значение отдельной категории. Вот эти категории:
____1. Население. ____2. Исключительная экономическая зона (прибрежные нарезки морей-океанов) плюс общая внутренняя площадь (суша плюс реки-озёра-заливы). ____3. Общая внутренняя площадь. ____4. Сухопутные страны-соседи (включая непризнанные или частично признанные государства). ____5. Аэропорты и взлётно-посадочные полосы. ____6. Морские порты и терминалы. ____7. Межграничные автомобильные (кроме совсем второстепенных, преимущественно дублирующих) и железные (включая недействующие, но с целыми рельсами) дороги. ____8. Членство в Совете Безопасности Организации Объединённых Наций (СБ ООН) (с 1991 г. по 2015 г.). ____9. Военный бюджет (по паритету покупательной способности (ППС)). ___10. Действующие войска (в странах без армий - военизированные формирования). ___11. Ядерные боеголовки. ___12. Штурмовая авиация (включая стратегические бомбардировщики и ударные вертолёты). ___13. Ударный флот (авианосцы, вертолётоносцы, крейсера, эсминцы, десантные корабли). ___14. Подлодки. ___15. Основные боевые танки. ___16. Стационарные и мобильные станции радиолокационного наблюдения (РЛН) и радиоэлектронной борьбы (РЭБ) (но переносимые вручную и пребывающие на кораблях не учитывались из-за скудости информации). ___17. Военное присутствие за рубежом (не менее 100-а человек в стране). ___18. Валовой внутренний продукт (ВВП) по ППС. ___19. Промышленное производство (по ППС). ___20. Первичная энергия. ___21. Золотовалютный запас. ___22. Использование национальной либо региональной (типа евро) валюты в международных межбанковских операциях. ___23. Структуры, занимающиеся международными денежными переводами (кроме тех, что просто принимают оплату за услуги), международные банковские системы и финансовые кластеры. ___24. Действующие спутники, пребывающие на околоземной орбите. ___25. Телевидение международного вещания (больше, чем на одну зарубежную страну). ___26. Популярные поисковые системы и социальные сети. ___27. Защищённые интернет-сервера. ___28. Расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) (по ППС). ___29. Расходы на образование (по ППС). ___30. Расходы на здравоохранение (по ППС).
___При расчётах по этим категориям в основном использовались данные за 2012-2015 годы (уж какие были), в случае отсутствия таковых (что характерно для государств, на территории которых ведутся боевые действия, либо государств, где плохо ведётся статистический учёт) использовались или более устаревшие или оценочные данные.
__________________Уровни международной значимости государств.__________________
___В общемировом масштабе количество всего, принадлежащего каждой категории, равно 100%-м. Соответственно любая страна по каждой из категорий из этого общемирового «всего» отщипывает себе некоторое количество процентов (либо частей процента). Является логичным, что чем больше себе страна отщипнёт процентов в какой-либо категории, тем более значимой на мировом уровне по данной категории она предстанет перед другими странами.
___Можно возразить, что качество важнее количества, но:
___1) исследование показало, что (за некоторыми исключениями) имеющее инновационное качество составляет весьма небольшую часть от общего количества, присутствующего в конкретной категории, а, значит, чем большее количество всего, тем большее количество имеющего инновационное качество; ___2) для внешней экспансии необходимо именно количество (вещь с худшим качеством просто пристроят в страны (или к странам) третьего мира (а таковых большинство), только и всего); ___3) международная значимость страны и комфортабельность проживания в ней - разные вещи, т. е. для себя страна может иметь небольшое количество чего-то очень хорошего качества, но для внешнего влияния этого явно недостаточно - нужно количество. Например, Науру - богатая, комфортабельная для проживания страна-остров в Тихом океане, где рядовые граждане даже налоги не платят, обладает совершенно ничтожным индексом международной значимости.
___Как понять, страной какого уровня позволяют быть полученные проценты от общего количества в конкретной категории? Нужна точка отсчёта, но откуда её взять? Я исходил из того, что, если зависимые страны считать частью своих метрополий, то общее количество государств в мире равно примерно 200-ам (если брать только государства - члены ООН, то немножко меньше, если ещё добавить непризнанные и частично признанные государства, реально контролирующие какие-либо территории, то немножко больше). Поскольку общее количество всего в конкретной категории в любом случае будет равно 100%-м, то: 100%-ов, разделённые на 200 государств, дадут в итоге по 0,5%-а на государство; эти 0,5%-ов от общего количества в конкретной категории будут указывать на самый что ни есть посредственный уровень рассматриваемого государства. Имея эту точку отсчёта и немного поэкспериментировав, я составил 13-тиуровневую структуру международной значимости государств, дав каждому уровню своё название и присвоив определённый балл значимости, исходя из того, что всего рассматривалось 30 категорий, а итоговое общее количество баллов (по всем категориям) не должно было в сумме превышать 100-а (для удобства восприятия). Вот эти уровни:100-бальная шкала№% от общемиро-Балл зна-Обознач.НаименованиеВсего баллов п/пвого количествачимостиуровняуровнязначимости 1.больше всех3,333 (3 1/3)Г Гегемон95,00-100,0 2.≥9,003,000 (3)С+Больше Сверхдержавы85,00-94,99 3.4,50 - 8,992,667 (2 2/3)С Сверхдержава75,00-84,99 4.3,00 - 4,492,333 (2 1/3)В+ Больше Величия65,00-74,99 5.1,50 - 2,992,000 (2)В Величие55,00-64,99 6.0,75 - 1,491,667 (1 2/3)П+ Больше Посредственности45,00-54,99 7.0,15 - 0,741,333 (1 1/3)П Посредственность35,00-44,99 8.0,10 - 0,141,000 (1)М+ Больше Малости25,00-34,99 9.0,05 - 0,090,667 (2/3)М Малость15,00-24,99 10.0,03 - 0,040,333 (1/3)Н+ Больше Ничтожества07,50-14,99 11.0,01 - 0,020,167 (1/6)Н Ничтожество03,75-07,49 12. >00,083 (1/12)Н-Меньше Ничтожества00,00-03,74 13.=00,000 (0)ООтсутствие-----------
___Стоит учитывать, что (за некоторыми исключениями) и С и С+ по сути являются уровнями сверхдержав, В и В+ - уровнями великих держав, П и П+ - уровнями посредственных держав, М и М+ - уровнями малых держав (хотя обычно посредственные и малые страны не разделяют), а Н-, Н, Н+ - уровнями карликовых или недалеко от того ушедших держав.
___Наименование уровней, разумеется, до определённой степени условное, но - только до определённой степени. Исследование показало, что государство, претендующее на звание сверхдержавы, действительно по большинству категорий должно иметь того, что там рассматривается, не менее 4,5%-ов от общемирового количества (т.е. в 9 раз больше среднерасчётного уровня), а государство, претендующее на звание великой державы - не менее 1,5%-ов (т.е. в 3 раза больше среднерасчётного уровня).
___В двух случаях соотношение «% от общемирового количества - уровень мировой значимости» нарушается.
___В категории «Ядерные боеголовки» уровень «Величие» получили страны, имеющие менее 1%-та этих самых боеголовок (хотя бы одну штуку), поскольку создание ядерных бомб требует от страны больших и финансовых затрат, и интеллектуальных усилий, а это мало кому по силам, а уровень «Больше, чем Посредственность» - страны, сами не разработавшие и не произвёдшие ядерные боеголовки, но тем не менее по милости США имеющие их на вооружении своих ВВС (это Германия, Италия, Турция, Бельгия, Нидерланды).
___В категории же «Сухопутные страны-соседи» была разработана отдельная процентная сетка для определения уровня мировой значимости, так как при стандартной лишь два государства - Россия (18 сухопутных стран-соседей, из них 4 - не являются членами ООН) и Китай (14 сухопутных стран-соседей, из них 1-а не является членом ООН) попадали на уровень «Величие» и выше, в то время как во всех остальных категориях количество таких государств колебалось от 9-ти до 18-ти. В перерасчёте на страны-соседи эта сетка стала давать следующие уровни: 16 и более таких стран - С+, 12-15 стран - С, 10-11 стран - В+, 8-9 стран - В, 6-7 стран - П+, 4-5 стран - П, 3 страны - М+, 2 страны - М, 1 страна - Н+, 0 стран - О. Кроме того, непризнанные и частично признанные государства не учитывались в качестве сухопутных стран-соседей для тех государств, от которых они откололись (и которыми они как отдельные государства, в общем-то, и не признаются), так как бывшим метрополиям это определённо не добавляет международной значимости. Например, при подсчёте сухопутных стран-соседей Грузии не учитывалось её соседство с Абхазией и Южной Осетией, хотя эти же государства учитывались в качестве стран-соседей России, а сама Грузия учитывалась в качестве страны-соседа и для Абхазии, и для Южной Осетии.
___Некоторую проблему также составлял разброс данных в разных источниках (иногда - значительный), но, поскольку данная система по каждому уровню даёт определённый процентный зазор, на итоговый результат чаще всего этот разброс не влиял. В спорных же случаях почти всегда я использовал более высокие данные, а, значит, итоговые результаты ряда государств (с большой долей вероятности) являются несколько завышенными по сравнению с реальным положением дел.
__________________Качественные и количественные результаты.__________________
___Как видно из вышеприведенной таблицы (последняя колонка), по всем 30-ти категориям в совокупности для одной державы можно набрать максимум 100 баллов (уровень «Гегемон»). Понятно, что обычно набирается меньшее количество баллов, и, в зависимости от этого самого количества, держава оказывается на том или ином уровне. Результат, полученный таким образом, я условно назвал качественным результатом. Например: Россия из 30-ти категорий 7 раз оказалась на уровне «Гегемон» (7×3 1/3=23 1/3 балла); 6 раз - на уровне «Больше Сверхдержавы» (6×3=18 баллов); 4 раза - на уровне «Сверхдержава» (4×2 2/3=10 2/3 балла); 5 раз - на уровне «Больше Величия» (5×2 1/3=11 2/3 балла); 6 раз - на уровне «Величие» (6×2=12 баллов) и 2 раза - на уровне «Больше Посредственности» (2×1 2/3=3 1/3 балла). В совокупности по всем категориям она набирает 79 баллов (23 1/3+18+10 2/3+11 2/3+12+3 1/3), что соответствует итоговому уровню «Сверхдержава» и является её качественным результатом.
___Но для полноценной оценки международной значимости государств одного качественного результата мало. Так, например, и Словения, и Чад имеют качественный результат 14 5/6, но при этом на уровень «Н+» и выше попадает 18 категорий Словении и лишь 13 категорий Чада, а поэтому логично предположить, что Словения будет потенциально немножко более значимой державой. Или другой пример: и Непал, и Буркина-Фасо имеют и качественный результат 12 1/3, и на уровень «Н» попадают их категории одинаково прилично - по 17 раз, но вот на уровень «Н+» и выше попадают 14 категорий Непала и лишь 11 - Буркина-Фасо, что показывает чуть большую значимость первого государства. Исходя из вышеперечисленных (и им подобных) примеров, я разработал ещё один результат, связанный с количеством попаданий категорий государств на тот или иной уровень.
___Суть его в следующем. По моему мнению, государство принадлежит к тому уровню, на который (плюс более высокие уровни) приходится не менее половины, т. е. 15-ти, его категорий. При этом понятно, что более 30-ти категорий никакому уровню принадлежать не могут, т. к. больше попросту не рассматривается. К этому числу (от 15-ти до 30-ти) дополнительно суммируется общее количество категорий, попадающие на более высокие уровни, чем тот, к которому принадлежит рассматриваемое государство (не более 14-ти, т. к. большее количество будет обозначать смену уровня). Отымаем от полученного числа (от 15-ти до 44-ёх) 14 (количество категорий, могущих принадлежать более низким уровням) и ещё 1, дабы не задеть вышележащий уровень, но остаться в рамках своего, и получаем в сумме число от 0-ля до 29-ти. Эти рамки (от 0-ля до 29-ти) действуют для всех уровней, кроме самого высокого «Г» и самого низкого «О». На уровне «Гегемон» дополнительно суммировать попросту нечего, и поэтому числа этого уровня могут колебаться от 0-ля до 15-ти, а на уровне «Отсутствие», наоборот, только дополнительные, т. е. имеющиеся в наличие в рассматриваемом государстве, категории имеют какое-то значение, а таковых, как уже было сказано выше, может быть не более 14-ти (отымать же на этом уровне нечего, так как более низкого уровня попросту нет).
___Но как перевести выше полученные числа в баллы? Из последней колонки ранее приведённой таблицы видно, что уровень «Г» начинается с 95-ти баллов, уровень «С+» - с 85-ти баллов, уровень «С» - с 75-ти баллов, уровень «В+» - с 65-ти баллов, уровень «В» - с 55-ти баллов, уровень «П+» - с 45-ти баллов, уровень «П» - с 35-ти баллов, уровень «М+» - с 25-ти баллов, уровень «М» - с 15-ти баллов, уровень «Н+» - с 7,5-ой баллов, уровень «Н» - с 3,75-ти баллов, но уровень «Н-» - с 1,25-ти баллов, т. к. с 0-ля баллов начинается сохраняющийся здесь уровень «О». Эти баллы соответствуют числу 0 конкретного уровня. Далее. Диапазон уровня «Г» составляет 5 баллов (от 95-ти до 100-та), следовательно, каждое увеличение исходного числа 0 на единицу будет добавлять 5/15=1/3 балла к изначальным 95-ти баллам. Диапазоны между уровнями «С+» и «Г», «С» и «С+», «В+» и «С», «В» и «В+», «П+» и «В», «П» и «П+», «М+» и «П», «М» и «М+» составляют 10 баллов, которые надо разделить на 30 (29+1, т. к. задевается более высокий уровень), чтобы узнать, на сколько баллов увеличивается пошаговое увеличение исходного 0-ля. Получаем 10/30=1/3 балла, т. е. то же, что и на уровне «Г». Диапазон между уровнями «Н+» и «М» равен 7,5 баллам, следовательно, здесь исходный 0 будет с каждым шагом увеличиваться на 7,5/30=1/4 балла. Диапазон между уровнями «Н» и «Н+» равен 3,75 баллам, что будет увеличивать исходный 0 с каждым шагом на 3,75/30=1/8 балла. Диапазон между уровнями «Н-» и «Н» равен 2,5 баллам, что даст увеличение исходного 0 с каждым шагом на 2,5/30=1/12 балла. Диапазон между уровнями «О» и «Н-» равен 1,25 баллам, что, как и в предыдущем случае, будет увеличивать исходный 0 с каждым шагом на 1,25/30=1/12 балла.
___Результат, полученный таким образом, я условно назвал количественным результатом. Например: Россия соответствует итоговому уровню «Сверхдержава», т. к. 17 её категорий оказались на уровне «Сверхдержава» и выше. Сюда же дополнительно приплюсуем 13 категорий более высоких уровней, чем «Сверхдержава» (7 категорий уровня «Гегемон» и 6 категорий уровня «Больше Сверхдержавы»). Теперь от полученного числа 17+13=30 отнимем 14 категорий, могущих принадлежать более низким уровням, да ещё 1 категорию во избежание наслоения на более высокий уровень и получим число 30-(14+1)=15. Поскольку на уровне «Сверхдержава» исходное число 0 соответствует 75-ти баллам, а каждая единица увеличивает результат на 1/3 балла, то 15 баллов на уровне «Сверхдержава» будут соответствовать 80-ти баллам. Эти баллы и являются её количественным результатом.
___Среднее арифметическое между качественным и количественным результатами рассматриваемого государства и будет его итоговым результатом, т. е. собственно индексом международной значимости данного государства. Для России это будет (79 баллов (качественный результат)+80 баллов (количественный результат))/2=79,5 баллов, что соответствует уровню «Сверхдержава».
___Но отнюдь не всегда количественный и качественный результаты, как в случае с Россией, попадают на один уровень и на том же итоговом уровне утверждают рассматриваемое государство. Они могут принадлежать разным уровням, а, значит, государство, в зависимости от полученного среднего результата, окажется в итоге или на одном, или на другом, а иногда - и на третьем уровне (если количественный и качественный результаты не принадлежат соседним уровням, но отстоят друг от друга через уровень).
___Поскольку зачастую абсолютно точно нельзя быть уверенным, какая страна «круче» какой из-за изменчивости или приблизительности исходных данных, дополнительно к 100-бальной шкале индекса международной значимости стран была введена упрощённая 12-бальная шкала с шагом убывания в 1/3 балла. В ней страны, имеющие одинаковый результат, считаются равными (или приблизительно равными) по международной значимости друг с другом. В этой шкале общий балл рассчитывается путём сложения качественного, количественного и итогового результатов, где каждый уровень даёт в общую копилку и на выходе следующее количество баллов:12-бальная шкала№Балл зна-Обознач.НаименованиеВсего баллов п/пчимостиуровняуровнязначимости 1.4,000 (4)ГГегемон11 2/3 - 12 2.3,667 (3 2/3)С+Больше Сверхдержавы10 2/3 - 11 1/3 3.3,333 (3 1/3)ССверхдержава9 2/3 - 10 1/3 4.3,000 (3)В+Больше Величия8 2/3 - 9 1/3 5.2,667 (2 2/3)ВВеличие7 2/3 - 8 1/3 6.2,333 (2 1/3)П+Больше Посредственности6 2/3 - 7 1/3 7.2,000 (2)ППосредственность5 2/3 - 6 1/3 8.1,667 (1 2/3)М+Больше Малости4 2/3 - 5 1/3 9.1,333 (1 1/3)ММалость3 2/3 - 4 1/3 10.1,000 (1)Н+Больше Ничтожества2 2/3 - 3 1/3 11.0,667 (2/3)ННичтожество1 2/3 - 2 1/3 12.0,333 (1/3)Н-Меньше Ничтожества1/3 - 1 1/3 13.0,000 (0)ООтсутствие----------------
___Например, в России все три результата принадлежат уровню «Сверхдержава», следовательно, по 12-бальной шкале она набирает 3 1/3+3 1/3+3 1/3=10 баллов.
___Индекс международной значимости был рассчитан для 210-ти общепризнанных, частично признанных и непризнанных государств, по которым удалось найти мало-мальски внятную информацию (примерно 3/4 её было найдено в русскоязычном сегменте интернета и примерно 1/4 - в англоязычном). В данный список не входят: ___1) юридически зависимые страны типа французской Гвианы или датской Гренландии (они проходят как часть метрополий); ___2) страны типа Халистана или Тибета, имеющие правительства в изгнании, но не контролирующие хотя бы часть территорий, на которые они претендуют; ___3) страны типа иракского Курдистана или сомалийского Пунтленда, официально не претендующие на отделение от метрополии; ___4) религиозные центры Ватикан и Мальтийский орден, т. к. их международную значимость оценивать по критериям прочих стран некорректно; ___5) микрогосударства и виртуальные государства типа Силенда или Остиназии; ___6) частично непризнанные либо непризнанные государства типа Амбазонии (Южного Камеруна), по которым почти полностью отсутствует информация; ___7) ИГИЛ, т. к. пока что оно больше похоже на террористическую группировку, а не собственно на государство. _____________________________(продолжение следует)_____________________________