Сергей Лозница - как представляется, единственный художник, интерпретировавший знаменитый тезис Годара об истории кино как о единственной подлинной истории XX столетия буквально! Только у него (во всяком случае, в XXI веке) самая обычная историческая хроника удивительным образом обретает эстетическое измерение. Порой самым непостижимым - как здесь, в "Естественной истории разрушения", где нет никакого видимого авторского присутствия-отстранения: ни специальных титров, ни наложенных музыкальных нот, ни даже шумового (пере)озвучивания. Только монтаж. Смонтированные в строго хронологическом порядке фрагменты 1) городской, не затронутой войной, жизни Германии (начало фильма), 2) массовых бомбардировок союзными войсками немецких городов в 1944-1945 гг. (середина), 3) их последствий (финал). В финале чёрно-белая хроника неожиданно контрастно разбавляется цветной - неприятно "приближается" к нам. Т.е. смысл здесь не просто в визуальном усилении "картин войны", но в именно в приближении к настоящему времени - это то, что осталось, то с чем нам жить.
И очевидный главный вопрос, который с предельной отчётливостью проступает за монтажным рисунком Лозницы - где граница между справедливым возмездием и военным преступлением? И он же (авторский монтаж) очень спокойно, очень постепенно, но беспощадно в своей однозначности подводит нас к ответу крайне неприятному: её нет! Не в том смысле, что её вообще не существует, но в том, что в пылу сражения (самого "естественного" в своей исторической закономерности) её невозможно установить. И это самое страшное.
8 из 10