"Кояанискатси" Годфри Реджо

Jan 21, 2011 23:38

 

Казалось бы совершенно затасканный, являющийся типичным для жанрового кино традиционный (чередование «быстрого» и «медленного» эпизода)  принцип монтажа здесь имеет основополагающее значение, поскольку он имманентно детерминирован самой эсхатологической органикой ленты. Вся картина, в которой поочерёдно показываются и сопоставляются природа и цивилизация, явления Вечности и, по сравнению с ней просто одномоментная жизнь человека, выстроена по данному принципу - резкого контраста между насквозь материалистической, давно «потерявшей равновесие» и потому «оказавшейся вне баланса» человеческой цивилизации, и подлинным величием и незыблемостью метафизических основ, окружающей её Вселенной. Не случайно, жизнь обычного мегаполиса (то есть центра цивилизации), показанная как бы извне (будто рассматривается взглядом, идущим откуда-то из глубин космического пространства) неизбежно вызывает ассоциации с гигантским муравейником, в котором во всю течёт своя суматошная и возможно даже осмысленная жизнь, однако не имеющая никакого значения для человека. Так, и существование самих людей абсолютно ничтожно и бессмысленно для Вечности, то есть по сравнению с существованием Вселенной. Но, при этом, человеческая цивилизация, в отличие от муравьиной, «не смогла удержать равновесие» и «раскололась на куски», вследствие чего неумолимо движется к концу своего существования. А так называемый «научно-технический прогресс», по мысли автора, усиленно способствует вырождению человечества, являясь неизбежным катализатором «безумной жизни», сеющей кругом разрушения и смерть. И в этом отношении, впечатляющий конец фильма - взрыв, не преодолевшей земное притяжение космической ракеты (полёт в космос - как своего рода квинтэссенция всех достижений научно-технического прогресса) наглядно иллюстрирует полный крах человеческой технократической, «оказавшейся вне баланса» цивилизации, тем самым символизируя неминуемый грядущий Апокалипсис.

Однако самые последние кадры картины, отсылающие к её началу (в котором символично показано зарождение жизни на Земле и последующая эволюция) недвусмысленно намекают об единственно возможном положительном исходе для человечества - возвращении к своим природным истокам (спустя четверть века это поймёт даже Голливуд - «Аватар»). Но людской «муравейник» хотя и оказывается порой способен на трансформацию, на «жизнь в изменении» (даже на «колдовство жизни») ("Поваккатси"), всё равно в итоге предпочтёт «жизнь как войну» ("Накойкатси"), а потому медленно, но неотвратимо движется к собственной гибели - Апокалипсису.

9 из 10

Next post
Up