Пост написан благодаря
обучению в студии Любовь Михайловны Поповой.
Несколько месяцев назад
Любовь Михайловна предложила попробовать написать пост о том, как
богатство народного искусства адаптировать для современного гардероба и интерьера. Я попробовала... Написание затянулось, пост получился огромный и я решила разбить его на части.
И вот, этим постом я открываю серию попыток разобраться, как можно гармонично вписать образность русской народной традиции в современность. Ведь согласитесь, мы и по сей день любуемся красотой народного искусства, оно является неиссякаемым источником вдохновения для многих творцов современности.
Постараюсь говорить именно об образах, а не о модных тенденциях, а так же, в основном, о народной - крестьянской образности, не затрагивая другие слои.
Обладая навыком выхватывать структуру народного костюма или ремесла, можно ее идею воплотить в современном наряде или интерьере. И это будет стильно и образно. А что есть структура - это цвет, форма, линия, масштаб, пропорции, фактура и ритмы. Наши предки через эти элементы структуры, преображенные ритмическими связями, в орнаменте, в народном костюме или в предметах отражали свои живые души. Они умели тонко чувствовать и выражать свои впечатления и чувства, т.е. они умели создавать образы.
Тут важным будет вспомнить о стилизации и трансформации, благодаря которым можно избежать простого этнического копирования (а это, ой как не просто), но выразить чувства, а значит создать образ. Эти два понятия позволяют предложить свое, современное и индивидуальное, прочтение смыслов заложенных в народном искусстве. Еще важно помнить о том, что создаваемый образ (если таковой имеется) должен соответствовать обладателю, т.е. быть для него структурным: раскрывать смыслы его ядра личности. Но для этого и сам человек тоже должен быть индивидуален: нести в себе свой личный духовный опыт и дух предков. Увы, без это никак.
Ниже я хочу предложить Вам рассмотреть, как это получается у именитых дизайнеров, но помните - главное найти свое. И оговорюсь сразу, изначально я хотела сделать подборку исключительно носибельных образов, но пока искала картинки, увлеклась... и добавились подиумные.
1. Перенесение пропорций, масштаба и линии из национальной традиции в современную моду.
Платья, верхняя одежда и пр, сшитые на основе кроя, взятого из народных традиций, но трансформированного в современность за счет современной ткани, ее фактуры и принтов.
Например, от народного костюма можно взять форму и перенести ее в современный наряд, соединив с современной тканью, цветом, принтом, аксессуарами, прической и пр. И тогда, казалось бы современное платье, за счет таких элементов выразительности как пропорции и масштаб, взятых в традиционном костюме, станет частью образа, который будет нести эмоции предков: монументальность, сила, стойкость, смирение, нежность, девичья звонкость, скромность, текучесть и плавность, свобода птичьего полета. Это может читаться в форме рукава или силуэта, в его длине и длине платья и тд. Обязательно надо учесть фактуру ткани, колорит.
Ниже примеры использования традиционных народных форм в создании современного образа. Элементами структуры (несущих смысл образа. т.е. эмоцию) тут выступают пропорции, линии (контур силуэта).
***
Алена Ахмадулина
***
Многослойный образ от Ульяны Сергиенко.
***
Jean Paul Gaultier.
Соединение традиционной народной формы и орнамента с шелком и бархатом (совсем не народные ткани) и не очень традиционным колоритом. По ссылке можно посмотреть всю коллекцию, она очень интересная и по колориту и по идее.
***
Татьяна ПарфёноваКоллекция "Красавица".
***
Rochas
***
Вячеслав Зайцев
***
Не знаю кто автор юбки, но интересная имитация поневы, хотя эмоцию поневы она не передает (характер ткани иной), но для кого-то вполне может стать элементом стиля.
***
Елена Цокаленко
***
Antonio Marras
-------------------***---------------------
Верхняя одежда.
***
Jean Paul Gaultier
***
Chanel
***
Татьяна Парфенова
***
Ульяна Сергиенко в пальто от
John Galliano Обратите внимание, как меняется эмоция образа при схожих линиях и пропорциях, но при использовании разных фактур ткани, колорита и орнаментов.
***
А это варианты одежды для жизни, которые можно превратить в образы.
источник****
И, конечно, для вдохновения.
Источник И на личном примере:))) Спасибо, Любовь Михайловна.
В следующих постах:
- Использование Павлопосадских платков в интерьере, при пошиве одежды и как аксессуар. Часть 2.- Использование традиционных народных орнаментов в принтах и вышивке (одежда и аксессуары), в росписи современной мебели, плитке, подушках, на скатертях, на обивке мебели и шторах, резьба по дереву.
- Стилизация- традиционные головные уборы, аксессуары в современном образе.
- Попытки и поиски соединения настоящей традиционной народной вещи (рубахи, сарафана, поневы, украшения, головного убора, предметов быта) с современными вещами, тканями, интерьером.
- Использование изразцов в современном интерьере.