Jun 24, 2016 13:23
Времени с премьеры прошло уже порядочно, шум улёгся, так что можно высказаться.
Лично мне фильм понравился чрезвычайно. Я даже сходил на него в кинотеатр два раза подряд - для меня случай редчайший. Считаю данную работу безоговорочно лучшей у Тарантино.
Особой оригинальности в этом нет - много кто хвалил сей фильм и до меня. Но хвалили всё за вещи технические: за персонажей, за атмосферу, за диалоги, за месиво и разнузданное насилие. Однако никто не увидел в фильме глубины - во всяком случае, мне такое не попадалось.
Меня это даже удивляло. Потому что глубина хоть и глубокая, но видна с отчётливой ясностью, вглядываться не требуется. При этом автор картины нечаянно копнул глубже, чем собирался, и показал то, чего вовсе и не желал. И вполне вероятно, что сам этого так и не понял.
О чём бишь я? О расизме, конечно. Учитывая то, что мне известно о Тарантино, его предыдущее творчество, а также его букетик кровей, авторитетно заявляю: Квентин Тарантино не только не приверженец расизма, а его противник. И уж точно не стал бы пропагандировать расизм. Однако фильм получился абсолютно расистский. Можно сказать, правда нашла себе дорогу и самостоятельно пробилась сквозь убеждения автора. Более расистского фильма я не видел. И дело вовсе не в слове «ниггер», которому так радовались разные дурачки. Ну какая в нём глубина-то?! А я же про глубину, я говорил.
Всё дело в главных героях, а точнее - в переменах, которые с ними происходят по ходу сюжета. Главных героев четыре: майор Маркус Уоррен, Джон Рут «Вешатель», шериф Крис Мэнникс и преступница Дэйзи Домергу. Последнюю не берём - с ней не случилось никаких метаморфоз и катарсисов. Рассмотрим оставшихся троих:
1) Джон Рут «Вешатель». Янки до мозга костей. Всю жизнь считал, что негры - такие же люди, как и белые, отличаются только цветом кожи. Майора Маркуса Уоррена - негра - без притворства уважает. Незадолго до смерти понял, что все нелестные отзывы про негров, которые он считал злопыхательством - правда. Что негры лгут и извираются, не ставя себе никаких границ - в том числе, запросто соврут о вещах недопустимых, священных, неприкосновенных.
2) Шериф Крис Мэнникс. Истовый южанин, оголтелый расист. Считает, что в мире нет ничего хуже негров и быть не может. Под конец в союзе с негром Маркусом Уорреном отбивается от банды Домергу. Расист-шериф и негр-майор как будто бы поладили. Но перестал ли шериф быть расистом, пересмотрел ли он свой взгляд на негров? Нет. Он по-прежнему считает негров мерзостью, которой бы лучше не было. Что же произошло? Крис Мэнникс понял, что есть в этом мире вещи и похуже негров. Что же это? А это когда как негры себя ведут белые. Этот урок он усвоил от Дэйзи Домергу и её банды, наглядевшись на их вполне себе ниггерскую беспринципность.
3) Майор Маркус Уоррен. Негр. Всю жизнь считал, что белые - такие же, как негры, и отличаются только цветом кожи. Честно верил, что все возвышенные слова белых - лишь слова и нужны только чтобы пускать пыль в глаза и запудривать мозги. Он и сам этому научился. А что - хорошее средство, действенное. А вот цель и высшая ценность одна - собственное выживание, выше этого ничего нет. Высшие принципы, преданность каким-то там идеям - галиматья, которой морочат дураков и во что обманутые дураки верят. Уж он-то знает, он не дурак. Правда ведь не дурак. Под конец фильма он, глядя на шерифа Криса Мэнникса, вдруг осознаёт, что в том есть нечто, чего нет в нём самом. И в других белых есть. Вещь, ему недоступная. Он понимает, что никогда её не поймёт - просто не дано. Ни ему - ни другим неграм. А в дурацком шерифе есть. Именно в дурацком. Эти два персонажа простроены так, чтобы было легко сравнить. Негр-майор умнее, хладнокровнее, сдержаннее, солиднее. А шериф - болтливый болван и вообще шут (хоть это во многом и вынужденная маска). Зрителю сразу ясно, кто тут человек достойный, а кто чмо приблудное. Но однако же для глупого белого чма естественна вещь, столь недосягаемая для са́мого умного негра. Продолжать безнадёжно сражаться за безнадёжное дело - с точки зрения негра, несусветная глупость. А с точки зрения настоящего белого - высочайшая доблесть. Ну как негру такое понять?! Нет у него для этого необходимой детали в личности. Потому и загоревал, что это понял.
Так как же она называется - эта деталь? Называется она честь.