На фоне событий чемпионата мира в Калининграде,
которые, судя по
сегодняшнему совещанию по наследию ЧМ-2018, еще не закончились,
померкло другое важное событие, по значимости равное восстановлению Кафедрального собора.
На этом снимке они рядом - Биржа и Кафедральный собор. Хотя их разделяет река Преголя.
Это действительно связующая нить между Кёнигсбергом и Калининградом.
Калининградскую художественную галерею переименовали в Музей изобразительных искусств.
Смена названия оказалась очень актуальной в связи с переездом в новое здание.
В смысле здание то как раз с историческими корнями.
Здание бывшей Биржи, которое было построено по проекту архитектора из Бремена
Генриха Мюллера в 1870-1875годах .
Символично, что в этом здании в 1889-1911 годах Кёнигсбергское общество художников проводило выставки.
Здание сильно пострадало после бомбежек Второй мировой.
Но уже в 1960 году развалины получили статус памятника архитектуры.
В 1967 году здание восстановили, очень бережно снаружи и небрежно внутри.
В частности главный зал Биржи был превращен в театрально-концертный, где выступали звезды советской эстрады
(моя мама как-то с трудом по знакомству смогла попасть на концерт Эдиты Пьехи).
Зал обещают восстановить
Как известно, писатель Евгений Гришковец с некоторых пор проживает в Калининграде,
но по местным музеям видимо ходить не успевает, всё больше тусуется в столицах.
Поэтому в прошлом году попал в неловкое положение.
На Совете по культуре в Москве он усомнился, что музею есть что показать ценителям изобразительного искусства.
Директор музея Галина Заболотская ответила на этот выпад, что в собрании музея есть работы Вадима Сидура, Роберта Фалька, Михаила Шемякина, Анатолия Зверева, Гелия Коржева, Натальи Нестеровой, Кете Кольвиц, Станислауса Кауэра, Ловиса Коринта, Эриха Шмидт-Кестнера и многих других известных художников и скульпторов
Ожидается, что музей будет принимать временные выставки из Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи. В Калининград будут приезжать работы Рембрандта и Рубенса. Для этого появится специальный зал. Соглашение между министерством по культуре и туризму и Русским музеем уже подписано.
Уже известно, как именно Музей изобразительных искусств расположится в стенах бывшей биржи. На первом этаже разместят постоянную экспозицию, театр скульптур, открытое хранилище скульптур и живописи, книжные и сувенирные лавки, кафе, гардероб. Второй этаж займет еще одна постоянная экспозиция и выставочные залы для временных выставок. Третий этаж - экспозиция, посвященная модернизму, авангардизму и современному искусству.
Сейчас коллектив музея живёт «на два дома» - последняя выставка в здании на Московском проспекте закроется 29 июля.
Переезд уже частично состоялся.
В бывшем фойе работает постоянная выставка «История здания биржи в истории города».
Стены в светлых тонах, высокие арки окон пропускают много воздуха и света.
Несмотря на то что новая экспозиция была неприметна без новой вывески, в дни чемпионата мира по футболу музей посещали туристы - в основном из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России.
6 июля, в жизни Музея изобразительных искусств состоялось особое событие.
На здании установили стационарную вывеску с названием учреждения
Первые выставки на первом этаже начнутся в сентябре. На зиму в этом зале окнами на реку запланирован бал-маскарад для детей. Таким образом руководство музея планирует возродить традицию.
"Мы нашли открытки, на которых запечатлены костюмированные балы, проходившие в этом здании в начале XX века. В этом году, если позволят темпы работы, мы проведём маскарад для малышей. Наш отдел музейной педагогики уже готовит маски ", - отметила директор.
По словам Галины Заболотской, большое зеркало на одной из стен скрывает интересную особенность. Здесь когда-то находилась фреска работы известного кёнигсбергского художника Айзенблеттера «Вид на Кёнигсбергский порт». Как рассказала директор, удалось отыскать в Германии эту же работу художника, но только написанную на холсте. Она стала одним из экспонатов выставки на первом этаже. В фонды музея картину передал частный коллекционер.
Но Биржа не была бы биржей. В благом деле облагораживания окружающей территории решил поучаствовать Сбербанк.
О сквере со свето-музыкальным фонтаном, в котором (о ужас) купаются дети, и который теперь надо содержать и ремонтировать на местные нестоличные (дважды ужас) средства, перед зданием не написал только ленивый.
И я.
Потому что планирую посмотреть это чудо природы Сбербанка в августе во время ежегодного вояжа в Калининградскую область.
Тогда и составлю собственное мнение.
Уф, сама устала от такого длинного вступления.
Итак, перехожу к Коринту.
Завтра, 21 июля просвещенный мир будет отмечать 160 лет со дня его рождения.
Особенно американцы и японцы, которые готовы заплатить огромные суммы за его картины.
В России с немецкими художниками не дружат. То есть искусствоведы и музейщики может и в курсе.
Но обычный средний интеллигент вынужден ехать в Германию, или Швейцарию, или Америку, чтобы что-то посмотреть.
И даже после посещения Новой Пинакотеки в Мюнхене, про которое писала
тут, сейчас я кусаю локти.
В Новой Пинакотеке
четырнадцать картин Коринта.
И только две работы я помню весьма смутно .
Так как мое внимание приковала
другая картина в 22 зале
Портрет сына и дочери,.(1916 год) Автопортрет за год досмерти после второго инсульта (1924)
Между тем, в годы фашизма многие работы художника были уничтожены, как и первая его триумфальная картина "Пьета",
получившая награду на Парижском салоне 1890 года
Пьета́(от итал. pietà «жалость») - сцена оплакивания Христа Богоматерью
или проданы в Швейцарию, в Германии их тоже осталось немного.
В Америку картины скорее всего вывезла вдова художника, которой надо было на что-то жить и путешествовать.
Супруга, Шарлотта Беренд, происходила из зажиточной еврейской семьи. Она была ученицей художника.
Судя по всему, Коринта привлекла не только ее красота и молодость, но также деловая хватка и острота языка.
Недаром она получила от мужа прозвище Петерманнхен, так называли и рыбу с острыми шипами, и гнома с фонариком - хранителя и защитника домашнего очага.
А еще Шарлотта была отличной моделью, органично смотрелась и в роли матери семейства, и вакханки,
и самое главное - она была надежным тылом и терпеливо сносила болезни и тяжелый характер Коринта.
Жена была еще и секретарем: с немецкой пунктуальностью вела дневник, что позволило ей через 30 лет после смерти мужа составить полный каталог его картин.
Кстати, ценность картин была настолько велика,что они хранились в банке.
Дочери художника пришлось долго бороться со страхами,чтобы повесить дома в Нью-Йорке свой портрет, нарисованный отцом.
1986 год, Вильгельмина рядом с любимым портретом на выставке картин отца в Мюнхене
Коринт - человек удивительной судьбы, про внутреннюю жизнь которого мало известно.
Вот кажется и сам он писал мемуары, жена его в Америке написала несколько книг о нем, сын и дочь, прожившие очень долгую жизнь, оставили свои воспоминания.
Но такой он разный в своих работах.
Творчество дало силы пережить тяжелую болезнь и смерть отца
Современные школьники с интересом разглядывают алфавит Коринта
В общем, хронологически события публичного возвращения к имени Коринта в Калининградской области развивались так.
В 2015 году вышеупомянутая Галина Заболотская на средства Правительства Калининградской области издает книгу, которая не поступила в продажу, а была сразу направлена в школы, музеи и библиотеки.
16 июля 2015 года состоялась международная конференция с очень длинным названием «Проблемы сохранения творческого наследия выдающихся художников в России и Европе в монографических музеях. Создание музейно-выставочного комплекса Ловиса Коринта в г. Гвардейск Калининградской области».
21 июля 2016 года у дома в Тапиау (нынешний Гвардейск), в котором родился художник, состоялся первый арт-пикник,
на котором было заявлено, что так как что весной Калининградская художественная галерея выиграла грант фонда Владимира Потанина на осуществление проекта «Маленькие улицы большого художника», то в течение года на улицах Гвардейска появятся информационные модули, рассказывающие о творчестве Коринта и его связи с этим местом.
Не знаю, как обстоит дело с маршрутом сейчас. Но дом Коринта, который за железным забором давно ждет реставрации, с весны 2018 стоит с обрушевшейся от дождей крышей. Пару дней назад в области снова разгулялась стихия. Я даже боюсь представить, как теперь выглядит дом.
Кстати, табличка на доме появилась еще тогда, когда в нем жили люди, выселенные пару лет назад по причине ветхости и аварийности дома.
Надо сказать, что по родовому дому и Тапиау Коринт скучал всегда.
И при первой возможности приезжал, хотя его отец после смерти жены продал дом, когда Коринт еще учился в Кёнигсберге.
Последний раз Коринт приехал в Кёнигсберг с сыном. За год до смерти.
Дары Коринта кирхе и ратуше города Тапиау не сохранились.
Часть была уничтожена в годы Первой мировой, а остальное кануло в лету после Второй мировой.
Осталось фото триптиха "Голгофа"
и фото картины "Положение во гроб"
В музее-замке Кенигсберга был памятный зал Коринта
Сейчас в в городском музее Гвардейска комната Коринта
Удивительно, но религиозные и исторические сюжеты сочетались у Коринта с кровавыми, бытовыми, обнаженной натурой, натюрмортами и лирическими пейзажами. Рисовал он и портреты - родных, друзей и на заказ.
Ловис Коринт был разноплановым и разносторонним художником.
Коринт-сын кожевника.
Портрет отца
Кровавые сцены убийства животных преследовали его в детстве и юности.
И он решил эпатировать салонную публику, а может просто по Фрейду выплескивал свои страхи и кошмары на бумагу.
Самая известная из картин серии "На скотобойне"
Хотя, так как Коринт писал в стиле импрессионизма, то картины убоя и разделки скота были не столь пугающими и натуралистическими.
Эдакая завуалированная реальность.
Но вернемся в наши дни.
160 лет со дня рождения художника решено было праздновать с большим размахом.
Три дня. Будут задействованы оба здания музея искусств: старое на Московском проспекте и новое на Ленинском.
Как сообщает пресс-служба музея, в рамках постоянной выставки «Легенды каменных львов» 21 июля, в день рождения художника, откроется экспозиционный блок, посвященный Коринту. В экспозиции представят графические листы мастера из собрания музея, коллекционные, в том числе и прижизненные, издания о художнике с авторскими иллюстрациями. Постетители также увидят скульптурные портреты Ловиса Коринта работы современного скульптора Виктора Морина.
В этот же день в стенах здания на Московском проспекте 60-62 пройдет мастер-класс «Конюшни Луиса» - создание силуэтной открытки.
Намечена и серия специальных мероприятий накануне.
Так, 19 июля в стенах музея на Ленинском проспекте пройдет круглый стол «Ловис Коринт. Творческое наследие».
20 июля - художественный пленэр для детей.
Чтобы празднование сделать современным и интересным для молодежи придумана музейная акция на лучшее двойное селфи семейных пар «Love is Lovis» по мотивам графического автопортреа художника с женой, который размещен на афише
Чтобы связущая нить между Восточной Пруссией и Калининградской областью стала еще крепче, я закончу словами русского художника Леонида Пастернака, отца Бориса Пастернака.
С Пастернаком Коринт не только подружился в последние годы жизни, но и нарисовал его портрет.
«Как громом поразило меня это известие: что ни говорите - крупнейший живописец Германии… Крупнейший и настоящий, крупного темперамента, прогрессировавший, чем старше становился, и, невзирая на парализованную всю половину свою - работал невероятно много и без устали… И для меня лично это потеря очень чувствительная. Это - единственный художник, которого я уважал и как очень порядочного человека, и как художественно цельный темперамент».
PS Четыре года назад в интернете была создана группа
Ловис Коринт как национальное достояние
PPS Искусство действительно не знает границ.
Работа Коринта в галерее Каунаса
и в Галерее Тейт в Лондоне
https://www.tate.org.uk/art/artists/lovis-corinth-943 PPPS И наконец о вечном
тема котиков для художника тоже была актуальна
Источники
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%BD%D1%82,_%D0%9B%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%81https://de.wikipedia.org/wiki/Charlotte_Berend-Corinthhttp://www.rudnikov.com/article.php?ELEMENT_ID=20401https://artchive.ru/artists/827~Lovis_Korinthttp://ross.msk.ru/2015/08/lovis-corinth-kyonigsbergskiy-impressionist/https://www.liveinternet.ru/users/2010239/post120690756/https://www.kaliningrad.kp.ru/daily/26771.5/3804225/?top=5https://www.newkaliningrad.ru/afisha/other/19469340-tri-dnya-s-korintom-kruglyy-stol-lovis-korint-tvorcheskoe-nasledie.htmlhttps://afisha.rambler.ru/exhibitions/40288507-v-treh-izmereniyah-kak-zhivet-muzey-izobrazitelnyh-iskusstv-v-stenah-byvshey-kenigsbergskoy-birzhi/?updatedhttps://klops.ru/news/2018-07-17/178178-v-kaliningrade-ustroyat-konkurs-selfi-po-motivam-kartin-nemetskogo-hudozhnika-lovisa-korinta?utm_medium=more&utm_source=rafishahttps://www.jmberlin.de/objekt-lovis-corinths-portraet-von-charlotte-berendhttps://www.litres.ru/a-kropotkin/legendy-yantarnogo-kraya-33395846/ Послесловие.
14 июля 2022 года.
Полесск-Гвардейск.
Четыре года назад я и представить не могла, при каких обстоятельствах увижу одну из антивоенных работ художника.
Про Первую мировую в творчестве художника можно почитать
здесь ( на английском)
А Новая Пинакотека в Мюнхене закрыта на длительную реставрацию-обновление.Работы Коринта перекочевали в запасники.
И это неслучайно.
Нас всех изменила пандемия.
А нынешняя военная операция перевернула всё с ног на голову. На музеях это тоже отражается.