В этом году у меня меньше уроков по ТВ в 8-9 классах Математической вертикали, потому что количество групп уменьшилось.
Поэтому по мере сил можно заниматься творчеством на уроках.
https://klarissa45.livejournal.com/131665.html Предмет мой теперь в МЭШ называется Вероятность и статистика.
Кругозор современных детей узок, читают они мало.
Знания истории и географии стремятся к нулю.
С учениками 9 класса разговаривали о том, что бывают редкие случаи, когда при родах трудно установить пол ребёнка, тогда собирается консилиум, чтобы решить, какую операцию нужно делать.
И о том, что на 100 девочек рождается 109 мальчиков, что в семьях могут быть однополые и разнополые дети ( разобрали двухдетные семьи и трёхдетные. Потом рисовали
деревья.
Рисунок И.Р. Высоцкого с вебинара по графическим способам решения задач по ТВ.
С учениками 8 класса по плану идёт повторение.
Но гистограммы и статистические характеристики наводят на них тоску.
Я решила рассказать про вероятностные модели - монету и кубик.
Поскольку в этом сборнике задач
https://klarissa45.livejournal.com/399812.html кубик иногда называется костью, то я его так тоже иногда называю.
Древнейшие игральные кости возрастом около 5200 лет были найдены в Иране вместе с комплектом для игры в нарды при раскопках города Шахри-Сухте; метки на гранях костей практически не отличаются от современных
И сразу посыпались вопросы.
Почему кость, как возникли азартные игры, а как играли в кости, почему азартные игры запрещали?
( Два года назад в начале учебного года я рассказывала продвинутым матвертикалистам про мировых математиков, которые внесли вклад в становление и развитие теории вероятностей. Как же всё изменилось.)
Надо было показать детям этот красивый мультфильм про Персея 1973 года.
Грайи с одним глазом и одним зубом на троих играют в кости.
https://youtu.be/iKRxfvVqOs4
Мне захотелось сравнить монету и кость, два броска и один бросок.
И придумала я на ходу задачу.
Дети бросают жребий, чтобы определить, кто будет мыть посуду. Мама перед уходом на работу попросила их это сделать.
Если детей двое, то бросаем монету один раз - два элементарных события.
Если детей четверо, то бросаем монету два раза - четыре элементарных события.
А если монеты нет и у детей только игральный кубик?
В случае 2 детей, мы придумали ситуацию с четными и нечетными бросками.
Шесть элементарных событий делим пополам.
А в случае 4 детей нарисовали таблицу и тоже использовали чётность и нечётность, первая группа ЧЧ, вторая ЧН, третья НЧ, четвёртая НН ( по 9 элементарных событий в каждой)
PS А это кошки, которые скребут душу до уроков, после уроков и на переменах.
Фото со странички Facebook одного из московских учителей
PPS Вспоминается любимый фильм «Экипаж», когда командир корабля, терпящего бедствие, просит стюардессу принести кофе. С деланным спокойствием.
https://youtu.be/GyAA5rei4K4 Вот и учителя шутят на уроках , а внутри страх, боль, смятение, ужас.
Но детям нельзя ничего показывать. Надо работать.