Я купила книжку Полины Барсковой и поставила её на полку.
https://www.labirint.ru/books/921202/ Тяжело читать про войну.
И стихи Бергольц про бомбежки в свете последних событий звучат страшно.
"В бомбоубежище, в подвале,
нагие лампочки горят...
Быть может нас сейчас завалит.
Кругом о бомбах говорят..."
А сегодня вдруг вспомнила, испугалась, что далеко заложила, нашла, открыла, решила полистать.
И прочитала в предисловии про фильм «900 дней», снятый режиссёром из Нидерландов Джессикой Гортер в 2011 году.
Посмотрела
здесь, всего 78 минут.
Фильм не про ужасы блокады. Он про людей. которых вспоминали только по праздникам. Пришлют поздравительную открыточку и принесут в подарок чашечку с победной символикой.
Блокадникам много лет не разрешали рассказывать правду о войне.
Правда превратилась в слухи и мифы.
Больше всех зацепила старушка-блокадница, 1930 года рождения, живущая в выселенной коммуналке с кошками-собаками и мухами.
Меня сначала бесили эти мухи. И камера оператора, снимающая мух. А потом поняла, что мухи - это не признак антисанитарии ( хотя квартира убитая с оторванными обоями). Мухи - это признак жалости старушки ко всему живому.
И картина с блокадной кошкой, и рассказ про неё -это один из самых сильных моментов фильма.
Ещё одна сильная сцена. Подростки на экскурсии в Музее обороны и блокады Ленинграда ( мы там были со старшими девочками в 2007 году).
Какой-то профнепригодный экскурсовод бубнящим безэмоциональным голосом рассказывает про необратимые изменения после голода и обращает внимание детей на фото дистрофичного человека.
Один из мальчишек теряет сознание и начинает падать. Сопровождающие учителя стоят далеко и не замечают. А экскурсовод тащит мальчика как кулёк к стулу, что-то бормоча в процессе.
Выгорел экскурсовод, нельзя долго работать в таком месте. И с детьми так нельзя. Сразу вспоминаю блокадные пайки, которые зачем-то демонстрировали детям во всех начальных школах и детских садах ещё пару лет назад.
Для галочки и школьных отчётов.