Это тоже музей про прошлое. И про Москву и жизнь в ней до Второй Мировой войны.
И про ценность человеческой жизни. В этот день на Москву обрушился ливень. И погибли 8 человек, которые отправились на экскурсию по подземной Москве. Об этом стало известно позже.
Но именно про это и писал Булгаков - в жизни сплетаются трагическое и комическое. А ещё он писал про революцию, войну и жизнь в несвободном государстве.
Я не сразу из музея археологии двинулась к булгаковскому дому.
https://klarissa45.livejournal.com/577782.html Я зашла у ГУМ, где процесс покупки мороженого оказался непростым, с учётом того, то принимали только наличные, а банкомат традиционно выдавал только очень крупные купюры.
В ГУМе традиционно крутили музыку середины прошлого века и выставляли цветы в рамках «Цветочного джаза».
Но на лицах людей было мало радости. Скорее озабоченность. Что день грядущий нам готовит?
Потом перебежками под заканчивающимся дождём я добралась до «Вкусно и точка», где купила маленький стаканчик экспрессо, чтобы согреться, потому что тревожность холодит.
В Манеже шла транспортная выставка
Я двигалась по навигатору.
И вспоминала ночную дорогу в аэропорт в ночь на 4 июля.
https://klarissa45.livejournal.com/563961.html Автобус шёл потому же маршруту, что и сегодняшний М6.
Автобус М6 шёл за экскурсионным автобусом по центру Москвы.
А за окнами то и дело возникали пешеходные экскурсионные группы.
Одна из них стояла у Музея медицины
Квартира на Пироговке небольшая. И перестроенная. Перед музеем там был ЖЭК.
А улица медицинская. Булгаков был врачом. И письменный писательский стол стоял у окна с видом на клинику кожных болезней
В настоящее время в кабинете стоят 6 столов. Садишься за стол и изучаешь - друзей, улицы Москвы в произведениях писателя, музыкальные произведения и тд
...все столики на веранде натурально уже оказались занятыми, пришлось оставаться ужинать в этих красивых, но душных залах. И ровно в полночь в первом из них что-то грохнуло, зазвенело, посыпалось, запрыгало. И тотчас тоненький мужской голос отчаянно закричал под музыку: «Аллилуйя!» Это грянул знаменитый грибоедовский джаз...
Послушать фокстрот
https://youtu.be/pzR8i7RhWZo Сейчас прямо какой-то бум изучения коммунального быта.
Книжка продаётся у букинистов очень дорого.
Но можно скачать. Ленивым просто посмотреть фото. Первая публикация у известного блогера ( остальные найдёте по тэгу)
https://humus.livejournal.com/9163256.html Быт коммунальных квартир был хорошо известен Булгакову.
Даже когда он переехал из своей коммуналки, то ходил иногда в гости к друзьям в коммуналки.
В музее сейчас открыта выставка, которая рассказывает про круг друзей и знакомых писателя
Все они были очень интересными людьми. Это с одной стороны. А с другой совсем обычными. Женились, ссорились, разводились, снова женились.
Вот например Лямина. Я сначала платье увидела и про Александра Васильева прочитала. Возможно это платье поучаствовало в написании «Зойкиной квартиры»
Главными героями рукописной книжки «Муки Маки» стали кошка Мука и котенок Аншлаг, жившие у Булгаковых.
https://cyclowiki.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D0%BA%D0%B0_%D0%9C%D0%B0%D0%BA%D0%B8 http://bulgakov.literature-archive.ru/ru/content/dolgorukov-vd-muka-maki В калабуховском доме на Пречистенке - том самом, который «пропал» в повести «Собачье сердце», - жил дядя Михаила Булгакова, известный в Москве акушер-гинеколог Николай Михайлович Покровский. У него писатель часто бывал, особенно сразу после переезда в Москву - тогда жизнь Булгакова была голодной и неустроенной (на тот период пришлись и злоключения в «проклятой квартире № 50» в доме на Большой Садовой). Николай Михайлович подкармливал племянника. «Пришлось взять у дядьки немного муки, постного масла и картошки», - пишет Булгаков в дневнике 9 февраля 1922 года.
Обедать в калабуховский дом Булгаковы ходили не только к дяде. Бывая у Николая Михайловича, они узнали, что в том же подъезде устраивает коммерческие обеды семья Стронских - такая форма предпринимательства в те годы была достаточно распространенной. У Стронских был доступ к продуктам, подходящее жилое пространство и помощницы по хозяйству.
Вместе с Булгаковыми на обеды ходила актриса Марика Чимишкиан, которая год прожила у писателя на Большой Пироговской, после она вышла замуж за Сергея Ермолинского. Марика Чимишкиан переехала с мужем в Мансуровский переулок (дом 9) - в дом братьев Топлениновых, художника Сергея, человека обаятельного и компанейского, на все руки мастера, гитариста и знатока старинных романсов, как описывала его жена Булгакова Любовь Белозерская, и его брата Владимира, актера. Владимир Топленинов занимал верхние комнаты особняка, Сергей - нижние, на полуподвальном этаже. Часть комнат сдавалась. Дом в Мансуровском вошел в историю литературы как дом Мастера из романа «Мастер и Маргарита». Впрочем, Любовь Белозерская считала, что квартирка Мастера находилась в Плотниковом переулке, где жили Павел Попов и Анна Толстая.
Можно почитать, что кураторы рассказывают про выставку
https://www.mos.ru/news/item/126687073/ « Булгаков очень нуждался в круге. Нельзя сказать, что к середине 1920-х, времени знакомства с пречистенцами, круга у него не было: он был человеком общительным, понимал значение дружеских и приятельских связей, в литературной среде был знаком и тесно общался со многими. Но именно пречистенцы, “дети старой Москвы”, как они себя называли, люди не только творчески-богемной, но и академической среды, из которой вышел сам Булгаков, оказались ему максимально близки.
Пречистенцы, с которыми подружился Михаил Афанасьевич, были представителями старой московской элиты - детьми и внуками фабрикантов и промышленников, профессуры, людьми со связями в искусствоведческой и научной среде, неординарными, с широким кругозором. Многие знали друг друга с юности и даже с детства. Среди них важно особо отметить литературоведа Николая Лямина и его жену художницу Наталию Ушакову, философа Павла Попова и его супругу Анну Толстую, художника и искусствоведа Бориса Шапошникова, одного из фотолетописцев пречистенской жизни, и его жену Наталью Шапошникову, дочь актера Казимира Бравича, писателя Сергея Заяицкого, художника Сергея Топленинова.»
Вторая часть выставки рассказывает о том, как сложилась жизнь пречистенцев в 1930-х годах и позже. Это иллюстрируют собранные здесь письма, фотографии и документы.
Я не знаю почему, но я туда не попала. У меня даже и мысли не возникло, о том что будет ещё один зал.
Провидение хранило меня от репрессивных подробностей.
Может соберусь туда ещё раз, чтобы досмотреть. Выставка работает до 22 октября.