Прочитала у Зинаиды Пронченко
Первый кинопросмотр 2025 - «Настоящая боль» Джесси Айзенберга, соревнующегося в нескольких номинациях за «Золотые глобусы».
Например, исполнивший роль второго плана Киран Калкин поборется за награду с Юрой Борисовым.
В этом фильме, посвящённом феномену пост-памяти, автор последовательно развивает простую мысль - все страдания важны, даже те, что не идут ни в какое сравнение с Холокостом.
У каждого поколения свои проблемы. У дедывоевальского - выжить, у следующего по счету - преуспеть, у нынешнего - хоть во что-то уверовать кроме антидепрессантов и компьютерных игр с сериалами.
Задумка тонкая, режиссура слабая, сценарий - вгиковский: два кузена шлимазла едут в Польшу посмотреть и послушать, как угнетали их народ и родную бабушку в частности.
В процессе путешествия, посетив Майданек и попробовав вареники, они естественно переживают катарсис, прозрев, возвращаются к никчемной бруклинской рутине. И все время предсказуемо играет Шопен.
Айзенберг который год пытается повторить за Вуди Алленом - страшную воронку бытия заполнить искрометным юмором. Безуспешно.
Смешная шутка - одна: про вояж первым классом в концлагерь.
С другой стороны - не в этом ли высочайший смысл прогресса? До лобного места вас сегодня доставят с максимальным комфортом и даже принимая заказ на последнюю трапезу, присядут на корточки, как это бывало в самолетах Аэрофлота.
Посмотрела. Мне фильм очень понравился. Режиссер имеет польские корни, а я там достаточно часто бываю проездом в последние три года, мне там хорошо.
Сцену у дома бабушки киношных кузенов снимали около реального дома прабабушки Айзенберга в городе Красныстав неподалёку от Люблина. Городской совет Красныстава присвоил режиссеру звание почетного гражданина города.
Для меня в фильме много личного. До слёз.
1. Варшава, в которую я даже прилетела летом из Венеции, но в которой не стала останавливаться и быстренько ретировалась в привычный Гданьск. В Гданьске советское прошлое не так бросается в глаза, а в фильме какие-то московские виды Варшавы. То Новый Арбат мне мерещится, то сталинские высотки.
В Варшаве в начале ноября 2024 года в еврейском музее состоялась польская премьера фильма.
2. Музыка Шопена в качестве саундтрека. Без комментариев
3. Мои двоюродные братья ( родных нет, я единственная дочка). Со стороны мамы брат умер недавно ( на самом деле летом 2023).
https://klarissa45.livejournal.com/572785.html Думала отпустило, но нет. Со стороны папы-украинца я могу так брата и не увидеть никогда. Даже если СВО закончится.
Мы как Монтекки и Капулетти или как гвельфы и гибеллины.
Это такая роскошь-обнять родственника.
4. Вторая мировая. У героев бабушка после войны перебралась из Польши в США. Там они и родились. Представляли себе, какими бы были ортодоксальными евреями, если бы войны не было
А мои родители встретились после войны на территории бывшей Восточной Пруссии, которая стала Калининградской областью. Если бы войны не было, то я бы и не родилась.
5. Камушки на могилах евреев. Я узнала об этой традиции только в Москве от друга-еврея, когда рассказывала о посещения могилы Бродского в Венеции. Так хотела что-то положить, карманы обыскала, а надо было камешек найти.
6. На рояле герой исполняет композицию «
Tea for two», она для меня связана с фильмом «Большая прогулка». Там дирижер вынужден работать в театре во время фашистской оккупации.
С кем вы мастера культуры? Я об этом думаю, когда вытаскиваю себя в московские театры. Потому что идеология сейчас пронизывает жизнь, как в советские годы. Внутренняя эмиграция нам не поможет.
7. Мотивы аэропортов, вокзалов, поездов и самолетов.
Как герои фильма после смерти бабушки, я после смерти моей тети отправилась в Даугавпилс увидеть дом, где она жила.
До Минска доехала на поезде, а потом пересела на автобус. В 2022 году еще впускали российских туристов в Латвию из неШенгена
https://klarissa45.livejournal.com/432492.html Сейчас бы точно положила камешек перед подъездом в знак памяти, хотя еврейских корней у нас нет.
В Даугавпилсе тоже был концлагерь ( в фильме Майданек показывают) для красноармейцев и гетто для евреев, в моем детстве там был мемориал.
После распада СССР мемориал то ли порушили, то ли сам развалился, порос травой и оказался в гуще лесного массива.
Теперь еврейская община где-то рядом с тем местом устроила символическое захоронение и положила мемориальные камни
PS Юра Борисов не смог получить "Золотой глобус" за фильм "Анора".
Награду за лучшую мужскую роль второго плана получил Киран Калкин (фильм "Настоящая боль").