Я очень люблю игры и задачи с домино
И уже много раз про это писала
Математика и домино На прошлой неделе я провела несколько занятий кружка для учеников 1-6 классов на тему "Домино".
Для проведения занятия необходимо иметь по одному набору домино на парту (на 2 детей).
Домино могут быть разными - деревянными или пластмассовыми, большими или маленькими
С учениками 1-2 класса мы начинали занятие с пересчета доминошек.
Обсуждали, как быстрее их пересчитать.
Можно считать парами, можно четверками, а можно семерками.
7+7+7+7=?
Следующее задание - разложить домино по порядку рядами,
первый ряд начиная с "пусто-пусто",
второй ряд начиная с "один-один"
и тд
Получается перевернутая "пирамидка"
И это не только красивая картинка, но и второй способ подсчета количества доминошек
7+6+5+4+3+2+1=?
Последующие задачи я взяла из
вариантов олимпиады 2х2 начальной школы 2018 года Такую задачу под силу решить только хорошо подготовленным ученикам 2-3 класса.
Поэтому с остальными детьми мы просто придумывали примеры по "методу Чебурашки"
Следующая задача требует знания количества доминошек, системы координат и спиралей.
С учениками 1-2 классов мы просто выкладывали спирали против часовой стрелки по ширине и высоте на 4 доминошки
с учениками 3-4 классов еще и рисовали решение в тетради
Задача про доминошки четвертого класса оказалась сложной для большинства учеников 4-5 классов.
Во второй половине занятия ребята разбились на четверки и поиграли в домино
Для первоклассников подсчет очков в конце - уже математическая задача
Замечу, что для детей постарше ( с 5 класса) реальные доминошки уже не нужны, они могут решать задачи, не рисуя домино,
а записывая их комбинацией цифр 0-0, 0-1, 0-2 и тд
Самые простые и базовые (то есть на их основе можно придумать другие) для них задачи:
1.Сосчитай сумму точек на всех доминошках.
2. Составь набор домино для одного игрока (7 штук) с минимальной суммой точек.
3.Составь набор домино для одного игрока (7 штук) с максимальной суммой точек.
4.Сколько будет костяшек домино, если на них будут стоять точки от 0 до 8 (а до 10)?
Какие задачи с домино можно еще предложить ученикам 5-6 классов?
Эти задачи я нашла на сайте А.В. Шевкина
http://www.shevkin.ru/olimpiady/ 1. Вася разложил домино в 4 кучки по 7 костей в каждой. Оказалось, что суммы очков в этих кучках относятся как 2:3:4:5.
Какова сумма очков в каждой кучке?
2. Вася решил разложить домино в 4 кучки по 7 костей в каждой так, чтобы суммы очков в этих кучках относились как 1:2:3:4.
Но ему это пока не удалось. Сможет ли Вася выполнить условия задачи?
3. Однажды А, Б, В и Г играли в домино и взяли каждый по 7 костей. Оказалось, что у А сумма очков на 54 больше, чем у Б,
а у В и Г очков поровну. Какова сумма очков у Г?
4. Однажды А, Б, В и Г играли в домино и взяли каждый по 7 костей. Оказалось, что у А сумма очков на 53 больше, чем у Б,
а у В на 13 очков больше, чем у Г. Какова сумма очков у Г?
5. Однажды А, Б, В и Г играли в домино и взяли каждый по 7 костей. У А оказались все дубли: (0, 0), (1, 1), ... , (6, 6),
у Б на 40 очков больше, чем у В. Сколько очков было у Г?