Шерлок: музыкальный разбор. Эвр, часть вторая

Apr 10, 2017 00:12

Продолжение разбора. Не фанат - не ходи под кат!


В прошлый раз я зарылась в трактовку темы, желая разобраться изнутри, теперь настало время рассмотреть её снаружи. Мне сразу казалось, что интонационно тема Эвр сходна с темой Шерлока, так вот она не просто сходна, а... Впрочем, не могу отказать себе в удовольствии слегка поинтриговать.

Для начала нужно пройтись по всем воплощениям Эвр в четвертом сезоне и, главное, посмотреть, что там в финале. Я не делаю однозначных выводов, это скорее наблюдения для желающих разобраться. Нотные отрывки для визуальной опоры. Сквозные обозначение по времени для саундтреков по целым сериям, кое-где - по отдельным трекам.

Впервые эта тема появляется в "Шести Тэтчер", и звучит она совершенно не так, как далее в сезоне. М.Прайс в одном из последних интервью говорил, что намеки на тему Эвр есть ДАЖЕ в 6Т. Что значит "даже"? Там она черным по белому и не один раз!

image Click to view



"Девушка из автобуса"
Вариация 1 на 3:18
Очень теплое и живое проведение, написанное в миксолидийском ладу (помните, кто у нас повелитель народных ладов? Шерлок. Поскольку мне нужен был оригинальный источник, я приобрела ноты на сайте Прайса, в теме Шерлока стоит обозначение характера "with gipsy flair". Стопроцентное попадание с "цыганочкой с выходом"!). Эта обработка немного напоминает Энию, не в последнюю очередь из-за того, что миксолидийский характерен для кельтской и ирландской музыки. Никакой скрипки: уютный и округлый звук кларнета. И самое главное: изменены интервалы. Вместо малой минорной сексты здесь большая, вместо кварты - восходящая терция. А ход вниз - вообще часть целотонной гаммы. Никаких малых секунд и терций, только большие секунды. Другой образ несколькими мазками. Теперь нас будут уводить от него и вести к сиянию чистого разума финала.



"Смс"
Вариация 2 на 22:30
Во второй раз тема тоже проводится у кларнета, но теперь в миноре (это соль-минор - исходная тональность Джона). Интервалы на месте, а вот дорогой моему сердцу малой терции нету: ход заполнен четырьмя нотами вместо трех, и даже еще одна нота "ре" внизу, такой вопросительный ход, хоть и нисходящий (в музыке вопросительная интонация чаще всего характеризуется восходящим движением мелодии). В общем, уже ясно - с девушкой не все понятно, но что конкретно?



"Выстрел"
Gunshot с 28:49
Как таковой тут темы Эвр нету, но есть серьезный на неё намек, для меня - опознавательный ярлык на слух - та самая терция вниз, и появляется она ни откуда не возьмись, а прямиком из темы Мэри! Вся эта сцена и так на первый взгляд сюрреалистическая по самое не могу, да еще и Эвр тут как тут.



Больше Эвр в 6Т нету, едем дальше.

image Click to view



"Лже-Фэйт"
Загадка. У нас масса вариаций темы Эвр, но почему молчит ненастоящая Фэйт? С одной стороны я понимаю: аналитически подкованные зрители моментально бы узнали лейтмотив, соотнеся "А" и "Б", поэтому композиторам необходимо было тоже молчать, как рыбам. Или тут что-то другое.
В двух треках, на 3:37 и 8:22 самого начала, проводится тема у виолончели:



Она стилистически выбивается из дальнейшего развития треков. Вновь что-то баховское. При этом Шерлок дважды произносит "the life is not you own", настоятельно уговаривая лже-Фэйт не совершать самоубийство. Она же ему рук даже не показывала, да и пистолет был только догадкой... Что в музыке вообще происходит во время встречи с ней?
Во-первых, всё время проводится тема обдолбанного Шерлока (весьма бодренькая, как для смертельно накачанного, хоть и безумная), в "Window deduction" он вообще живее всех живых, еще и шутит, скерцо практически, как и весь сезон, с его темой происходят одни метаморфозы, она ни разу не звучит за весь сезон в оригинальном виде. Что как бы намекает - откройте хотя бы уши, это не реальность. По крайней мере, не всё.

Даже в "Anyone" - пике его наркотрипа - уверенная, хоть и съехавшая маленько на фоне фигураций Смита, музыка. Самому Шерлоку потом становится худо - но другими музыкальными средствами, не его темой, это будет слышно в You look different.
Никаких, никаких признаков Эвр. Зато наличествует тема титров на 5:00, на 5:45, и тема Джона появляется на 9:18. Красное платье - обман. Музыка и трость: Фэйт - зеркало Джона? Это бы объяснило, почему им так хорошо вместе. С музыкальной точки зрения это преподносится так.

Небольшое лирическое отступление про сцену в морге из "Детектива" с точки зрения музыки. Выше я написала, что Шерлоку становится плохо, ему не просто плохо, музыкально он просто умирает.

image Click to view



Трек начинается с очередного комичного переосмысления темы Шерлока из встречи с лже-Фэйт,



но затем, где-то с 0:43 включается совсем другая музыка, с героем начинает происходить плохое: сначала полные мольбы интонации из темы титров на флажолетах у струнных, с 1:14 музыка очень напоминает "Лакримозу" Моцарта по интонациям (нисходящие и восходящие секунды, болезненные и слёзные), с 1:48 на этих же секундах самый настоящий похоронный марш, полный муки и очередной "Dies Irae" с 2:10. Я всё раздумывала, хотят ли композиторы его сюда вложить или это мои фантазии, но этот мотив слишком часто повторяется, чтобы его игнорировать. Три удара по крышке гроба с 3:08, и затем совершенно душераздирающее, изломанное звучание "Dies Irae" на 3:36!
Появляется фактура, похожая на приемы из "Кончерто гроссо N.1" Шнитке, вот эти скрипки потусторонние (впрочем, они много где в "Шерлоке" встречаются, это практически стандарт в мире саундтреков, только не все знают, откуда ноги растут), музыка просто вопит об том, что происходит внутри у Шерлока, это то самое go to hell. Ниже некуда.



По воздействию этот трек настолько же мощный и вытряхивающий наизнанку, как "Prepared to do anything". И скрипочками шниткеанскими очень перекликается. Замечу, что это всё происходит еще до ударов, где звучит хорал Мэри (довольно очевидный выбор).

Но вернемся к теме.
Связь Эвр и Смита:
в Anyone появляется восточный инструмент, который потом будет играть тему Эвр, но появляется он, когда нам показывают Смита!
А еще интереснее, что замаскированная тема Эвр, довольно близкая к основному проведению, появляется на 20:02, когда Смит рассказывает, что не будет предъявлять обвинение. Музыка совершенно намеренно показывает наличие связи между злодеем и ненастоящей дочерью.

"Эвр - психотерапевт"
В начале "Детектива", когда Джон приходит к новому терапевту, звучит, в основном, вокализ Мэри (переосмысление ее темы с вокалом без слов). Это и понятно, у нас не должно пока возникнуть никаких подозрений, Джон сконцентрирован на потере Мэри.
"In the tower" занимает всю последнюю сцену с разоблачением. На заднем плане звучит "тик-так", состоящий из первых четырех нот темы ми-до-ля-ре, без остановки. Тема проводится дважды, и это тоже примечательно, каждому глазу по разу : )
Отдельно про название трека. Оказывается, в Афинах есть "Башня ветров", https://en.m.wikipedia.org/wiki/Tower_of_the_Winds, очередная ссылка в мириадах ссылок "Шерлока".

Вариация 3 на 26:02
Медленное, без шестнадцатых, проведение темы создает более неторопливое ощущение, звучит, когда Шерлок изучает записку с miss me. Что примечательно - к ней присоединяется тема Джона (так же как и далее в финале), когда он соображает что к чему.



Вариация 4 на 27:08
Вступает после слов Эвр "isn´t it obvious?" всего на первые четыре ноты, в каком-то сумасшедше тягучем тембре восточного инструмента (не знаю, какого, не дался он мне). "Восточный ветер" во плоти.

Переезжаем в "Финальную проблему", тут нужно подробнее. С музыкальной точки зрения - это тема с вариациями (причем в равной степени Эвр и Джона, только последнего сложнее отслеживать). А вот Шерлока в финале практически нет! Даже так: дважды есть Шерлок-пират (в начале на корабле буквально его видоизмененная тема и в самом финале одно залихватское пиратское проведение) и еще раз Шерлок в самом конце. Оригинальной "The Game is on" не пахнет, а вот тема титров встречается, о ней ниже.

image Click to view



Первые десять минут в музыке ничего не происходит. Звучит эмбиент, и всё. Этой музыки нет и в саундтреке (нужно различать саундтрек и Score, первый - это музыка из фильма в слушабельном варианте в виде номеров, во втором - непосредственно партитура под видеоряд, и они не совпадают!).

"Девочка в самолете"
У неё нет темы! В самолете одни шумы и потусторонние звуки. Весь финал - ничего мелодического, узнаваемого. А у кареглазой Эвр тем в достатке.

"Эвр в воспоминаниях Майкрофта"
Вариация 5 на 0:17
Всё ближе к основному проведению. Секста заполнена пассажем, делающим тему мягче. Повторяется чуть позже, когда Эвр в свитере появляется на Бейкер-Стрит.


На 1:51 маленькому Шерлоку тоже внезапно досталась новая мелодия. Понятное дело, на скрипке. По характеру скорее похоже на Эвр, чем на взрослого пиратского, хотя казалось бы, должно быть нечто залихватское. Грустная и нежная музыка.


"Эвр сжигает дом"
Зажигает спичку кареглазая девочка, а радужка глаза на фоне горящей спички - голубая. Кто сжёг дом? Под сожжение Месгрейва звучит Вариация 6, на 3:30.

Это первое появление проведения в ля-миноре, только не одна скрипка, а группа струнных, начало в другом ритме, приобретает тут пафосный оттенок.



"Эвр в камере" - скрипка, основное проведение - рассмотрено в первой части.

"Эвр и Мориарти"
Как раз этого проведение в саундтреке нет, видимо, только в партитуре. К сожалению, не умею резать видео, поэтому на словах. Мелодия - без вариаций, зато инструмент - какая-то электронно измененная двоящаяся скрипка с наложением чего-то восточного.

"Doing a good thing"
Это про Джона. Что касается музыки, Джону приходится хуже всех. У него и так тема депрессивная, с самого начала. Теме Джона никогда не становится лучше, только хуже! Его мелодия то теряет аккорды. То съезжает с и так не очень уверенной гармонической основы, то сползает, то теряется в наслоениях другой музыки, в общем, он по жизни травмирован, растерян, раздавлен. Он несчастен, как ни крути. Его тема тянулась за Шерлоком в первых сезонах, но после Рейхенбаха ему только худо. Здесь умирает управляющий, но слышим Джона, и только Джона. Что-то связанное с военной травмой. Ноты его мелодии ушестеряются, это очень, очень глубокий слой происходящего.

"Эвр в телевизоре"
Вариация 7 на 6:06
вновь тема в ля-миноре с ритмической вариацией без затакта.



Затем у темы Эвр наступает антракт - нас ждут две сценические постановки - звонок другу и 50:50.

"Pick Up". Музыка ощутимо насыщена электроникой, как в поддельных версиях спасения в "Катафалке". Композиторы пользуются тем же приемом, чтобы пустить по ложному следу, об этом писал сам Прайс в интервью - какие тут могут быть сомнения. Сцена звонка заканчивается - электроника пропадает. Когда Шерлок разбивает гроб, звучит та самая музыка из конца "Детектива" (чуть видоизмененная), где они с Джоном примиряются и обнимаются. Этот мотив есть и в пилоте - когда Шерлока показывают на крыше под луной, а так же во Floating Dust из "Пустого катафалка" на 0:54. Не правда ли, можно сделать выводы и без того, что Молли в свитере из того же "Пустого катафалка"? В неоднозначнейшей сцене звучит музыка о Шерлоке с Джоном.



"Brother mine"
То, чего так долго ждали большевики произошло - Майкрофт обзавелся темой. Эта тема создана из темы Шерлока чуть более, чем наполовину. Но это не очень важно, потому что она замечательно раскрывает характер Холмса-старшего. Впрочем, возможно, это только восприятие Шерлоком Майкрофта, судя по родству музыки. Не могу судить.



С конкурсами покончено, всё приближается к финалу. Это еще более глубокий уровень нереальности-сна, если проводить аналогию с фильмом "Начало", то спит в данный момент Майкрофт, поскольку на этом уровне его нет.
Все события Месгрейва построены на музыкальной арке, это кульминация финала и саундтрека, состоящая сразу из трех треков:
The Hall
I Had No One
Open You Eyes
Музыкально это трехчастная форма, ABA

"Готичная Эвр"
Вариация 8 на 19:15
Трек начинается с мотива Мориарти, так как Эвр про него говорит. А тема приобретает поистине зловещий оттенок: в неё влезает тритон! Простенько и со вкусом. Не стоит обманываться восходящим движением темы, один звук - и воспринимается совершенно по-другому. Так же это можно рассматривать, как приближение Шерлока к Эвр - у кого-кого, а у него тритонов цельных два в теме.



"The Hall" содержит целых три крестообразных движения:

В басу самый интересный: это музыка из Эпплдора:

image Click to view



image Click to view



Треки даже с похожего звука начинаются. Далее просто ноты не повторяются, а идут одна за другой, тональность и регистр разные, и всё же, Месгрейв напрямую связан с Эпплдором.



Второй крест на трубе 20:20, очень тревожное, практически апокалиптическое звучание - вопрос жизни и смерти.
Третий - на челесте 20:44 - когда Эвр появляется на синем экране. Эта явная параллель между Магнуссеном и ней, в придачу к Эпплдору - челеста наверняка характеризует чистый разум. Только у Магнуссена все было строго-красиво, (послушайте сцену с чудо-очками из "Обета") а тут интеллекту плохо приходится, шарики заходят за ролики.

На 21:06 Звучит хорал, напоминающий "East Wind", на 21:54 сумасшедшая по изломанности и силе музыка - разоблачение Редберда. Там один и тот же ход, перепутать невозможно! В этот момент Шерлок убивает Магнуссена! В треке "East Wind" это на 1:21! У меня по всем картам получается, что Шерлок сам сжег дом и был виновен в смерти Виктора...

image Click to view



"I had no one " - в свою очередь тоже построен в трехчастной форме ABA'.
Лучший и самый насыщенный трек финала!

Вариация 9 на 22:46
Проходит самое красивое и светлое проведение темы Эвр, никакого падения на терцию, три восходящих интервала, сыгранных на скрипке в высоком регистре. Стоит слушать с начала номера, тему обрамляют и пронизывают аккорды Джона, фортепиано там постоянно звучит! Тема Эвр сочетающееся с темой Джона - до и после темы его аккорды. "I am lost" - говорит Эвр. Все синие и потерянные: Эвр на экране. Шерлок, к которому возвратилась мимика. Джон в колодце. Виктор в колодце.



*пересмотрев Линча* синий цвет - цвет трансформации. В цветовой символике Шерлока - всеми владеет Боб Эвр : )

Когда Шерлок входит в фазу "вспомнить всё", звучит потрясающая музыка: ряд интервалов - квинта - секста - квинта - секста (далее вариации), если вычленять хромосомы из тем, то это Шерлок-Эвр, Шерлок-Эвр (тема Шерлока начинается с квинты, если что). Вода забытых чувств наконец прорвалась. Верха этих интервалов тоже образуют круговое движение, оно нам еще пригодится в следующем треке.

Когда Шерлок говорит "Виктор Тревор", дважды звучит тема титров. Джон тут, конечно же, Виктор, это и без музыки понятно.

"Эвр - Джон".
Вариация 10 на 23:53
Шерлок видит взрослого себя рядом с Эвр в свитере Джона.
Там столько всего происходит: быстрые фигурации воспоминаний, масса едва слышного фортепиано в изнанке (практически концерт Чайковского: тема у скрипичное тутти, а фортепиано в роли аккордовой поддержки). Во всем этом треке натуральный минор! Нет вводной ступени - соль-диеза, это все белые ноты. Светлые. Чудесная музыка.
У Эвр не было Шерлока. У Джона не было Шерлока. У Шерлока не было никого. Его сердце было пусто. Мориарти был не прав - нельзя выжечь сердце, если оно пустое. Оно должно быть полно. Это сердце Шерлока говорит. И сердце Джона, и не четырьмя отмороженными аккордами, а бурей чувств! Шерринфорд, shape of his heart. Шерлок здесь обретает себя цельного и музыка об этом рассказывает.



Теперь осталось не разгадать загадку, интеллект в тупике, а решить сердцем. В следующем треке "Open your eyes" музыка из "The Hall" повторяется и продолжается. И кресты, и вариация с тритоном.

"Save my soul"
Когда Шерлок складывает стихотворение на 25:28 звучит самое тихое и проникновенное проведение на скрипке, сопровождающаяся отчетливой челестой.
Затем действие уплотняется, постоянно звучат аккорды Джона.

"Если девочка назовет имя, человек спасет её"
Когда Шерлок находит комнату Эвр, на 26:16 слышна еще одна важная кульминация - музыка по кругу на трех нотах, похожие на те три из "I had no one" - происходит замыкание, кольцо. Миссия закончена! Когда Эвр говорит "Every time I close my eyes I´m on the plane" звучит тема из "Redbeard", вот тут на 0:38 еле слышно, в "East Wind" на 0:49 тоже на заднем плане, но это совершенно точно эта тема. В этот раз она из голоса перешла в чудесную скрипку, в финале на 27:06. А вторит ей виолончель - основным мотивом "Редберда".


Вариация 10 на 27:35
Снова тема Джона (хотя аккорды больше не утраиваются, ведут себя нормально!) и трек заканчивается той же вариацией, что в "I had no one" в си-миноре (которым закончится финал). Но в отличие от "I had no one", где мелодия улетает ввысь, она опускается вначале на одну октаву ниже, а потом и на две. Посадка.



Отдельно про "Always the grown up".
Мне кажется, это про Майкрофта. Мы в его бункере. У дирижера чужих жизней проблемы с ритмом: звучат замкнутые кружащиеся фигуры в переменном такте, то 6\8 то 7\8 (композиторы нынче редко прибегают к переменным ритмам, это интересно). В странных дрожащих звуках мотив из Brother Mine! Все эти годы он тянул на себе младшего братишку, вот как он себя чувствует внутри ледяной брони. Плюс, как выяснилось, челеста у нас обозначает интеллект, и он не помог Холмсам. Сила была не в нем.

Итого, у нас одиннадцать вариаций у одного-единственного персонажа плюс пару всплесков не целой мелодией! Вот это проработанность!

И last, but not least. Какие ваши доказательства?
[Cocainum!]




Эвр - часть Шерлока. Эта тема напрямую вписана в его тему. Если раньше я могла сомневаться, то сейчас я полностью удостоверилась - не верь глазам своим (но иногда разрешено видеть именно то, на что глядишь)



А ушам - верь.

На очереди только переработанный разбор Who you really are.

Шерлок

Previous post Next post
Up