Страдальцы

Jun 28, 2019 20:08



Эпиграф
Эта статья первоначально задумывалась как посвящённая всем постсоветским перипетиям Ми-24. Но из-за обилия материала пришлось разделиться на две части. Вторая, по российским делам, выйдет отдельным опусом.

В прошедшие 90-е годы много кто вдруг захотел приложить руку к «модернизации» вертолётов Ми-24. Советского Союза не стало, новые хозяева боевых коней посчитали себя свободными от обязательств перед разработчиками и изготовителями винтокрылых бойцов.

Нужно сказать, что и при СССР армейские «крокодилы» не проходили серьёзных модернизаций, в войсках просто происходила смена поколений:
Ми-24Д - Ми-24В - Ми-24П - Ми-24ВП. Фактический останов серийного производства в 1989-90 году прервал эту идиллическую картину.
Далее события развивались несколькими параллельными течениями.

Начнём с полного неудачника, коей оказалась фирма BAE Systems. Вместе со всеми другими она вдруг узнала, сколько Ми-24 оказалось раскидано по всему миру и захотела подзаработать. Для этого в 2001 году на авиационную выставку в Фарнборо была привезена отпиленная кабина вертолёта с дизайнерскими изысками:



Всё было сделано примитивно, но красиво:



Разумеется, никто на эту клюкву не клюнул. Тогда, по прошествии трёх лет была сделана вторая попытка - на этот раз был взят целый вертолёт Ми-24Д (з/н 3532464505029):



К нему приколхозили «шарик» оптико-электронного обзорного блока:



Однако, так ничего и не срослось, экспонат вернули к прежнему виду и поместили в "Midland Air Museum":



Следующими на тропу фиаско вышли французы из «Sagem». Первый блин тут же вышел комом - связались они с узбекскими феодалами и в 2001 году на выставку в Ле Бурже прикатили очень красиво допиленный Ми-24П (з/н 3532432622945):



Дальнейшая же судьба проекта широкой публике неизвестна. Сам вертолёт как в воду канул.

Второй раз лягушатники наступили на те же грабли, но уже с укропами. На авиаремонтном заводе в городе Конотоп успели запилить два борта с новомодными «шариками».

з/н 3532434016145:



з/н 3532433826283:



Программа была многообещающая - ночное видение, заграничные оптика и электроника, привязка к новому противотанковому комплексу:



Однако, всё закончилось битьём горшков, машины в «кастрированном» виде вернулись в бандеровскую армию:





Много обещаний было от фирм из Израиля. По такому случаю на чёрном рынке куплен вертолёт Ми-24В (з/н 3532422014792). Интересно, что этот номер раскопали в документах ТЭЧ калининградского 288-го полка. Правда, это не говорит ни о чём - машина после заводского ремонта могла оказаться где угодно.

На выставку в 2001 году борт привезли уже с доработками, программу назвали громко - «Миссия-24»:





Даже повесили на пилон противотанковые ракеты «Spike» фирмы «Rafael»:



Правда, это какой-то ранний слабомощный вариант, они же на бразильском хеликоптере:



Можно сравнить размеры с родными «Штурм-В»:



Конечно, никакой интеграции этого управляемого противотанкового вооружения в системы советского Ми-24 они не смогли.

Сейчас уже перешли на другую, более мощную конструкцию под названием «Spike-ER », которая интегрируется во множество вертолётов, акромя Ми-24.



Нужно, конечно, уточнить, что эти пресловутые «Спайки» достаточно тихоходные (скорость полёта всего 130-180 м/с), что ставит их вне конкуренции с советскими «Штурмами», а тем более с российскими «Атаками» и «Вихрями».

Об этом хорошо знали индусы - они заказали на свои Ми-24 израильскую оптику, от ракет благоразумно отказавшись:





Всего говорят про 25 модернизированных машин, что совсем не оправдало ожидания евреев - пиар стоил много больших денег.



Сам же вертолёт-образец со временем оказался на задворках какого-то авиамузея:





Чуть позднее такую же лабуду удалось впарить на вертолёты в Македонии:





Пишут про шесть доработанных вертолётов, однако с 2011 года все македонские Ми-24 стоят под забором.



Последним известным случаем израильских доработок Ми-24 стала конструкция фирмы «Controp», эти два вертолёта из Сенегала:





Этот Ми-24П из Мьянмы:



Сори за качество фото - вытащил, что смог из обложки журнала:



Фактически на вертолёты просто повесили оптико-электронные обзорные блоки, применяемые на БПЛА, без какой либо интеграции с боевыми системами:



Наибольших успехов на перепильном поприще, однако, добилась южноафриканская фирма «АТЕ». Первым под нож попал бывший болгарский вертолёт:



Однако, нищие балканцы так ничего и не смогли, продолжения истории не было.

Более удачно сложилось в Алжире. Донорами стали бывшие укропские Ми-24В:



В качестве противотанкового вооружения применена южноафриканская управляемая ракетная система «ZT3 INGWE»:





Недостатки всё те же - дозвуковая скорость полёта и только кумулятивный боеприпас.

Сколько машин запилили точной информации у меня нет. В педивикии пишут про 34 единицы, порывшись в коллекции нашёл 15 бортовых номеров. Хотя, честно сказать, целенаправленно их не собирал.



Пару вертолётов допиливали в Конотопе ещё в 2015 году:



Вторым счастливым обладателем этого чуда техники стал Азербайджан. И на этот раз донорами стали бывшие укропские вертолёты, только другой модификации - Ми-24Р(ХР):



Камрад Милитаризм всё довольно подробно изучил и вычислил число бортов - всего 7 единиц.
Так же он пришёл к выводу, что «конфетки» не получилось - в настоящее время перепилы выведены из эксплуатации.

Нужно сказать пару слов и о ракетном вооружении. На этот раз применён укропский ПТРК «Барьер-В»



И недостатки всё те же - низкая скорость и только противотанковая ракета.



Подводя промежуточный итог нужно отметить:

1. Для всех рассмотренных вариантов проблемной позицией оказалось ракетное вооружение. Разработанный 40 лет назад «Штурм» до сих пор остаётся вне конкуренции - скорость полёта 400 м/с, наличие боеприпаса объёмно-детонирующего воздействия, интеграция не только с Ми-24В/П/ВП, но и с современными Ми-35/Ми-28.
Если же учесть, что на модернизированных Ми-24 применяется новая ракета «Атака», имеющая скорость 500 м/с, а вертолёт Ка-52 пуляет «Вихрями» с скоростью 600 м/с, то понятно, что почему Азербайджан начал массово закупать Ми-35М, а Алжир - Ми-28.

2. Несуразно выглядят южноафриканские варианты и с точки зрения пушечного вооружения. Фирма не смогла интегрировать своё орудие в штатные отсеки вертолёта, вместо этого соорудив какую-то чудовищную конструкцию. Тем самым практически лишив лётчика-оператора обзора, сильно утяжелив машину и ухудшив аэродинамические характеристики планера. Словом, одни минусы.



Время не стоит на месте. Вопросами модернизации вертолётов занимаются не только кичливые фирмы, кое-кто это делает без особой огласки. Про одну такую историю из африканской страны Экваториальная Гвинея уже был разговор :



На этот раз в поле зрения попала другая страна чёрного континента - Судан. Там тоже решили не пасти задних и запилили своё видение проблемы. На фото Ми-24В в процессе обработки напильниками:



Этот Ми-24П уже почти готов:



Кандидат ожидает своей очереди:



Что за люди этим занимаются - загадка. Очевидно, что они не любят излишней шумихи вокруг своего бизнеса.

Post Scriptum

Комментарий к статье на ЛА от пользователя Алексей Никольский:

"Тов.Kloch4 по поводу модернизаций Ми-24. Вы кажется в этой ветке ставили ссылку на обзор иностранных поделок в этой области, но давно уехало куда-то вниз. Много лет назад повезло пообщаться с Евгением Всеволодовичем Яблонским, замгенконструктора МВЗ им.Миля. Жалею, что тогда не понимал, насколько это выдающийся человек, сейчас спросил бы гораздо больше. По его словам, от узбекской модернизации Ми-24 SAGEMом отказались сами узбекские военные после испытаний. Как он сказал, когда надо оценить какую-то технику, надо спрашивать мнение о ней полковников (а не генералов или лейтенантов), так вот узбекские полковники оценили этот прожект негативно. ЮАРовский Ми-24 для Алжира и Азербайджана назвал нежизнеспособным монстром. При этом израильскую ракету Spike оценил очень высоко, сказал, что борт под нее не надо модернизировать практически вообще. Но жлобская фирма Elbit запретила болгарам, которым она пыталась продать модернизацию Ми-24 со Спайком, давать Милю даже данные о напряжении, которое надо подавать на борт ракеты (она только в этом отношении не автономна от борта вертолета), поэтому милевцы проект не авторизовали и он накрылся."
Previous post Next post
Up