Часть обязательная
Чем меня заинтересовала эта книга? Просто полгода назад прочитал в киносообществе отзыв на одноименный фильм, посмотрел его и осталось много вопросов. Нет, на самом деле - перед нами нарисован дивный альтернативный мир, где выращивают клонов людей, чтобы потом использовать их как доноров органов. Три главных героя - Томми, Кэти и Рут, воспитываются в закрытом пансионе Хейлшем, среди таких же клонов, потом повзрослев выходят во взрослую жизнь где их потихоньку начинают разбирать на органы. Тема «любовного треугольника» тоже присутствует - видна симпатия Томми и Кэти, но почему-то он выбирает Рут.
Во всей этой истории меня больше всего интересовал моральный аспект - как может общество позволить, чтобы людей (людей же!) потрошили на части, и - как они сами могут позволить это? Ну вот есть красивый фильм «Остров», тоже клоны, которых выращивают с такой же целью, но они хоть смирения не проявляют.
В комментариях к отзыву на этот фильм, было написано, что книга гораздо глубже/проникновеннее, ну вот в попытках найти ответы на вопросы я и решил прочитать книгу.
Я бы не сказал, что книга глубже - все то же самое. Те же клоны, то же потрошение, та же попытка разобраться - являются они людьми или нет. И точно так же не показано, в честь какой великой идеи общество пришло к такому положению вещей и как юридически это регулируется.
Подводим итог. Из плюсов - нестандартная тема, повествование от первого лица с воспоминаниями о прошлом (мне нравятся такие флэшбеки, что в литературе, что в кино:), возможность интерполяции сюжета на наше ближайшее будущее. ++ скрозная тема с песней «Не покидай меня», проходящая через всю книгу (такое тоже нравится, когда есть «красная нить» и оправдание названию).
Из минусов - довольно легкий стиль, похожий чуть ли не на женский роман, нераскрытость многих вопросов.
Резюме = особого восторга не вызывает. Если интересна тема клонов, лучше посмотреть фильм (а потом еще посмотреть «Остров») - по крайней мере быстрее будет:))))
Часть необязательная
Читая, ловил себя на мысли, что Исигуро может быть сложный писатель, и я не понимаю его скрытого замысла. Может быть речь идет о попытке конструкции сознания клона, выращенного в особых условиях, поэтому многие вещи там даются «по умолчанию». Каждый из них так или иначе знает, что им уготовано - может быть это результат специального воспитания?
Тут очень важен вот какой момент - воспитатели в пансионе как бы всегда не договаривали до конца, но выстраивали ситуацию так, что детям было понятно, что им уготовано. Например, разговор о вреде курения сводился к тому, что лучше быть здоровым, потому что донору положено быть таким. И тэ дэ. Дальнейшее развитие темы новояза Оруэлла, кстати, в среде доновов тоже существовала специальная терминология, навроде «выемки» или «завершения».
Очень смутило очень частое использование слова «секс», даже не тем, что в книге под вывеской «Интеллектуальная проза» это не очень смотрится, а тем что - там это дается опять же «по умолчанию», ну типа у нас был секс - вот и все. Как-бы обозначение какого-то не-интимного действия (типа «воды попил»), о котором можно рассказывать всем подряд. Но если это попытка сконструировать то, о чем думают клоны, то может быть такой примитивизм в изложении и оправдан:)
Вот и все, о чем я задумывался, читая «Не отпускай меня». Потом пошел в библиотеку и взял еще одну книгу Исигуро. Прочитал пока две страницы, на примитивизм не похоже:)