19 сентября 2013 года. Ныроб

Dec 12, 2016 13:16

Ныроб - посёлок городского типа в Чердынском районе Пермского края, центр Ныробского городского поселения.
Численность населения по данным переписи 2010 года 5523 человека.
"Ныр" по коми-пермяцки "нос", "ыб" - "поле".

В письменных источниках упоминается с 1579 года.
В начале XVII века деревня Ныробка стала местом заточения и гибели Михаила Никитича Романова.
Пятеро братьев Романовых - дяди первого царя из династии, Михаила Фёдоровича - были обвинены в колдовстве и сосланы в разные части России.
Михаила Никитича посадили в яму, где он просидел целый год.

Василий Николаевич Берх писал о ныробском узнике:

"Посещавши здешнее любопытное место троекратно в 1815, 18 и 19 годах, собрал я об оном очень подробные исторические сведения. Виновником первой поездки моей в Ныробскую волость был столетний крестьянин Максим Денисов Пономарёв. Древний чердынец сей, приходя несколько раз в Пермь ходатайствовать по делам своей волости, навещал меня каждый раз, и рассказами о несчастном боярине Михаиле Никитиче Романове, явленном образе и Девьей пещере, родил во мне желание осмотреть всё собственными глазами.
Прибыв в Ныроб, остановился я в доме его, и пошёл вместе с ним осматривать пещеру, в коей кончил жизнь свою злополучный М.Н. Романов. Сопровождая меня, доставил мне Максим следующее сведение: "Михайла Никитича привезли сюда зимою в 1601 году, при нём находился некто Роман Тюшин (по списку о бывших в Сибири воеводах, составленному при Тобольском Архиерейском доме, видно, что в 1608 году были воеводами в Туринске Иван Никитич Годунов и Роман Андреевич Тюшин) и шесть человек сторожей, кои принялись немедленно выкапывать для него яму. Пока они трудились над делом сим, то Михаила Никитича, стоявшего подле саней, завалило снегом. Утеснённый оным, схватил он обеими руками сани и отбросил оные шагов на десять в сторону. Столь необыкновенная сила, - продолжал Максим, - удивила ныробцев; сани были так тяжелы, что едва пять человек могли оные тронуть с места. Дорывши землянку, посадили в оную Михаила Никитича, оставя только малое отверстие для света, а стражи расположились в ближнем домике. Через несколько времени, когда морозы очень усилились, сделали в землянке маленькую печь.
В сем положении сидел всю зиму несчастный боярин. С наступлением весны ныробцы, узнав, что ему не дают ничего более, кроме хлеба и воды, научили детей своих носить к нему в дудочках квас, масло и подобные вещи. Дети, как будто играя около землянки, спускали в оную дудочки свои и питали подобным образом заточённого Михаила Никитича. В один несчастный день Роман Тюшин, прохаживаясь по лугу, заметил, что дети спустили что-то в подземелье; он схватил их, начал пытать и изведал, что они по приказу отцов своих носят пищу боярину. Злобный исполнитель годуновой мести схватил немедленно шестерых сопричастных ныробцев и отослал их в Москву, за крепким караулом. В царствование В.И. Шуйского возвратились в Ныроб только два человека из сих страдальцев и рассказывали, что остальные четыре товарища их померли от жестоких пыток и изнурительного содержания в тюрьме".
Михаил Никитич, просидев только год в подземелье, окончил дни свои. Максим рассказывал мне, что у них носился слух, будто бы его уморили с голоду; ибо буйная стража его, привыкшая к табаку и вину, не имея здесь оного, беспрестанно роптала, и ожидая с нетерпеливостью кончину его, едва ли не споспешествовала оной. Миллер говорит также в своих "Исторических отрывках": "Михаил Никитич Романов сослан в Пермь в деревню Нырпу, семь вёрст от города Чердыня, содержался в темнице, но вскоре потом удавлен". Ежели бы последнее было справедливо, то память о сем могла легко сохраниться в Ныробе.
Бывши сам несколько раз в помянутом подземелье, думаю, что Михаил Никитич умер не насильственной смертью, а ещё удивляюсь, как мог он прожить год в такой тесной и сырой яме. Максим Пономарёв, ходячий памятник всех ныробских происшествий, рассказывал, что Михаил Никитич Романов был большого роста, весьма плотен телом, и имел необыкновенную силу. Последнему можно легко поверить; ибо бывши на нём железа хранятся поднесь в церкви, и удивляют тяжестью своею каждого путешественника.
Плечные железа или так называемый стул весом 39 фунтов
Ручные железа 12 фунтов
Кандалы или нижние железа 19 фунтов
Замок 10 фунтов
Итого 2 пуда"

Предположительно в 1606 году над ямой построили небольшую деревянную часовню, в 1710 году её перестроили, в 1793 поставили каменную.

В феврале 1913 года праздновалось 300-летие дома Романовых. В Ныробе в связи с торжествами отреставрировали часовню Михаила Архангела, высадили и огородили Романовский сад, построили богадельню






Автор росписи - Алексей Несторович Зеленин



Богадельня, сейчас поликлиника







Но простояла обновлённая часовня недолго - в 1930-е годы её снесли.

В 2001 году над ямой появилась часовня-сень (сейчас она находится в Чердыни)




А в 2012 году построили новую часовню




В 1613 году недалеко от Ныробки купцы увидели икону Николая Чудотворца. Несколько раз её перевозили в Чердынь, но снова и снова находили в Ныробке. Тогда над местом, где была найдена икона, и начал бить родник, поставили часовню. До наших дней она, конечно, не сохранилась, современная часовня 2001 года постройки






В начале XVII века в Ныробе появляется первая церковь. Построена она была, скорее всего, на месте бывшей могилы Михаила Никитича Романова - в 1606 году его останки перевезли в Москву.
Известно, что в 1617 году деревянная Никольская церковь сгорела, в 1619 году была восстановлена, в 1680 году опять сгорела, была отстроена заново и просуществовала до 1729 года.

В 1705 году рядом с деревянной поставили каменную Никольскую церковь. По местной легенде строили её ангелы; всё, что возводили за день, уходило под землю, а в момент завершения строительства храм предстал перед жителями во всей красе. Строители же пропали, будто их и не было



В храме сохранились росписи, в том числе изображение мученика Христофора в образе Псоглавца



А на месте деревянного Никольского храма в 1729 (по другим данным 1736) году построили Богоявленскую церковь






До 1932 года между церквями стояла колокольня, но, конечно же, в годы борьбы с религией была уничтожена.

В Богоявленской церкви хранились оковы Михаила Романова, сейчас они выставлены в чердынском краеведческом музее. Ежегодно приложиться к ним приезжают сотни паломников




О современном Ныробе в следующей части.

Район ПК Чердынский, Ныроб, Культовые сооружения, Съездили

Previous post Next post
Up