Населённого пункта под названием Верх-Боровая на современных картах нет - деревня упразднена в конце 2004 года.
Однако, и люди, пусть несколько человек, там живут, и туристы не очень часто, но бывают.
Едут они посмотреть на Крестовоздвиженскую церковь, которая считается самым старым каменным храмом на Урале - построена в 1677 году.
В 1683-1691 пристроены Георгиевский придел и колокольня
Точная дата основания населённого пункта неизвестна.
Деревня Верх-Боровая упоминается в переписи 1579 года.
Встречается информация (правда, некоторые источники считают это скорее легендой) о том, что Верх-Боровая пострадала от набега ногайцев в 1547 году.
В память о 40 погибших жителях деревни недалеко от Верх-Боровой была поставлена часовня Спаса Нерукотворного Образа. В середине XIX века её заменили новой.
В № 14 «Пермских епархиальных ведомостей» за 1906 год, к которому у меня сейчас нет доступа, чтобы привести точную цитату, описана часовня, а также перечислены имена воинов, погибших в сражении с ногайцами.
Событиям того же (1547) года посвящена
часовня в Чердыни.
В 1936 часовню, стоявшую в лесу у Верх-Боровой, перевезли в
Кокорино под клуб.
Некоторые исследователи связывают появление Верх-Боровой с приходом на эти земли то ли новгородских, то ли вологодских купцов Калинниковых. Считается, что сначала они поставили пять рассолоподъёмных труб на реке Боровой, а в 1430 году перенесли промыслы на Усолку, положив тем самым начало городу Соликамску.
Проблема в том, что существование купцов Калинниковых да и сам факт основания Соликамска именно в 1430 году не доказаны.
Если не ошибаюсь, первым купцов Калинниковых упомянул В. Берх, указывая источником данных некий письменный отрывок, доставленный ему соликамским именитым гражданином Акинфием Трофимовичем Ливоновым, но датировка этой летописи точно не установлена, и видел ли ещё кто-то этот документ, неизвестно.
Далее цитата: «В упомянутом отрывке сказано: в XV веке посадские Калинниковы завели солеварение выше села Верх-Боровского, при реке Боровой, и поставили там пять труб. Скудость рассолов побудила их скоро оставить место сие и переселиться около 1430 года на речку Усолку (ныне Соликамск), где они нашли больше способов для продолжения своего промысла» («Путешествие в города Чердынь и Соликамск для изыскания исторических древностей»).
Но как бы то ни было, соляные промыслы недалеко от Верх-Боровой на самом деле существовали (и туда мы отправимся в следующей части), село на самом деле древнее, а церковь на самом деле построена во второй половине XVII века.
Ещё одна (кроме возраста) интересная особенность Крестовоздвиженской церкви - храмозданная надпись. Буквы - всего их около 1000 - выполнены из кирпича. Надпись идёт по фризу основного объёма, под карнизом алтарной части и у цоколя
Кое-кто ещё летом спрашивал у меня, что же там написано. Ответ в статье Павла Степановича Богословского, опубликованной в 1915 году в первом выпуске «Известий Пермского Епархиального Церковно-Археологического Общества»
Рядом с храмом памятник погибшим в Великой Отечественной войне, открытый в 1980 году и, видимо, не так давно обновлённый
В «Словаре географическо-статистическом Чердынского уезда Пермской губернии», составленном И. Я. Кривощёковым в 1914 году, о Верх-Боровом приводится, например, такой факт: «Скотоводству наносит большой вред медведь».
Не знаю, водятся ли сейчас в окрестностях Верх-Боровой медведи (хотя почему бы и нет?), но активные лесозаготовки там точно идут, и они, а также многочисленные ручьи наносят большой вред дороге, поэтому ехать в Верх-Боровую без полного привода не рекомендую