Секрет бурного роста розничной торговли в Украине

May 14, 2013 15:03


Несмотря на то, что последние три квартала ВВП Украины снижается - экономика Украины находится фактически в рецессии, в перечне макроэкономических показателей есть один «луч света» - это растущий объем розничной торговли. Например, в 1 кв. 2013 года оборот розничной торговли вырос на 13,4% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года, в то время как ВВП за этот период снизился на 1,3%.


В чем же секрет такого бурного роста? Например, в соседней России, не смотря на рост экономики в целом, рост розничной торговли выглядел гораздо скромнее, он составил 5,9% в 2012 году и 3% в январе-феврале 2013 года.

Первое, что приходит на ум, возможно значение оборота розничной торговли было искажено неучтенным ростом цен. Однако за 4 месяца 2013 году индекс потребительских цен вырос всего лишь на 0,1%. Стабильность цен подтверждается не только сообщениями Госкомстата, а и субъективными наблюдениями. В тоже время, рост объема розничной торговли лишь немного замедлился по сравнению с 2012 годом.

В поисках причин таких успехов розницы я решил почитать методику расчета объема розничной торговли. Методика есть на сайте Госкомстата в разделе «Методология и классификация». Детальная информация о расчете показателя приведена в «Методике визначення  обсягів продажу споживчих товарів населенню  за усіма каналами реалізації та обороту роздрібної торгівлі» (Утверждена Указом Госкомстата №15 от 14.01.2005 года).

В этой методике я нашел очень интересный момент. Расчет объема продажи потребительских товаров населению ведется по четырем группам каналов реализации:

1.       Продажа потребительских товаров юридическими лицами;

2.       Продажа потребительских товаров физическими лицами - предпринимателями;

3.       Продажа сельхозпродукции на организованных рынках;

4.       Продавцы потребительских товаров гражданами, которые ведут торговлю на неформальных рынках.

Фактический учет объема реализации ведется ТОЛЬКО ПО ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ. По всем остальным группам продавцов объем реализации - это РАСЧЕТНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ. Расчет осуществляется исходя из коэффициента отношения объема розничной торговли по данной группе к объему розничной торговли юридических лиц.

Госкомстат последний раз проводил обследование объектов розничной торговли физ. лиц предпринимателей в 2007 году. Все последующие годы показатель рассчитывался исходя из коэффициентов. Если вы откроете таблицу с показателями розничной торговли на сайте Госкомстата, то вы увидите возле показателя следующую сноску - Включає роздрібний товарооборот підприємств (юридичних осіб), які здійснюють діяльність із роздрібної торгівлі, розрахункові дані щодо обсягів продажу товарів на ринках і фізичними особами-підприємцями.

А теперь давайте подумаем, как изменилась розничная торговля в Украине за последние 5 лет. Доля розничной торговли юридических лиц значительно выросла. Пять лет назад значительная часть овощей и фруктов и прочих продуктов приобреталась на рынках. Сейчас все больше и больше людей покупают продукты в супермаркетах. Я лично уже забыл, когда что-то покупал на рынке. Одежду и обувь все чаще покупают в торговых центрах, где преобладают сети, такие как Интертоп или ZARA Украина. Раньше больше людей покупало одежду на рынках или в магазинах принадлежащих частным предпринимателям.

По сути, доля юридических лиц в товарообороте должна была бы вырасти, если корректировки Госкомстата были правильными. Давайте посмотрим так ли это на самом деле.

2007
2008
2009
2010
2011
2012

Оборот розничной торговли, млн. грн.
318 725
449 308
442 793
529 883
674 723
804 331

Оборот розничной торговли предприятий (юр. лиц)
175 123
243 898
229 855
274 600
346 498
404 863

Доля юр. лиц
54,9%
54,3%
51,9%
51,8%
51,4%
50,3%

Cудя по данным Госкомстата, доля юридических лиц наоборот уменьшилась с 55% в 2007 году до 50,3% в 2012 году. Мне в это как-то с трудом верится.

Таким образом, что мы имеем:
  1. Около 50% объема розничной торговли рассчитывается исходя из коэффициентов 2007 г. Не понятно кто и как их корректирует. Вполне возможно, что не учитывается или не правильно учитывается соотношение долей розничной торговли приходящихся на продавцов юридических и физических лиц.
  2. Может быть, значительная часть роста розничной торговли - это ошибка в расчетах (скорей всего намеренная). Возможно, растет объем розничной торговли юридических лиц, а объем торговли физических лиц за счет этого уменьшается. Наверное, в период экономического спада велик соблазн подкорректировать коэффициент в нужную сторону.

українська економіка

Previous post
Up