Вышла последняя серия “Хауса”, которую многие критикуют с точки зрения художественных достоинств и сюжетной линии. Пишут, что заканчивать с доктором нужно было еще пару лет назад, и что серия получилась скучной. В самом деле, следить за экзистенциальными галлюцинациями Грега было не очень весело. Но я все же предпочитаю оценивать кино (и сериалы в частности) с другой точки зрения. Главное все-таки не то, как нам показывают героев, как они играют свои роли, и даже не связность и напряженность сюжета. Главное - это идея, которую мы можем найти в увиденном на экране. Массовые сериалы с претензией на интеллектуальность в этом смысле хороши тем, что в них мораль басни сообщается открытым текстом, при условии, что эта мораль вообще существовала.
Так вот в отличие от провальной концовки Lost, где авторы запутались в школьных трактовках проблемы свободы и судьбы, “Хаус” кончился хорошо. Зрителю есть чему поучиться у доктора.
Я когда-то назвал Хауса
самым популярным философом на планете, определив его как киника. Имеет значение только разум (в терминологии сериала puzzles), а социальные нормы, звания и богатство как таковое - это лишь формы тирании, иллюзии. Восемь лет Хаус учил людей принимать самостоятельные решения, думать своей головой и вести за собой тех, кто тоже хочет поучаствовать в этом нелегком деле. Философу нужна школа (“команда”), поскольку разум требует совместности, и вот гуру атеизма, рационализма и нонконформизма открывает перед нами гостеприимные двери Принстон-Пленсборо.
К концу восьмого сезона Хаусу много раз предлагают сдаться и бросить это гиблое дело - мыслить самому. Как писал по этому поводу Кант, “если у меня есть книга, мыслящая за меня, если у меня есть духовный пастырь, совесть которого может заменить мою, и врач, предписывающий мне такой-то образ жизни, и т. п., то мне нечего и утруждать себя”. К финалу у Хауса уже не было искушения семейной жизнью, но зато он мог выбрать между самоубийством, героиновой зависимостью и покорностью властям. Именно об этом “скучная” последняя серия. В первом случае все этические дилеммы были бы разрешены одним ударом, Хаус капитулировал бы безоговорочно. Во втором Хаус обрел бы временное, но яркое счастье неразумного путешественника в опиатный рай, а также жалость со стороны коллег. В третьем он отправился бы в тюрьму по предписанию суда на шесть месяцев, как любой нормальный человек, заплатив за это прощанием с умирающим другом.
Сценаристам потребовался нелепый трюк, дословно списанный с рассказа “Последнее дело Холмса” Конан Дойля (а Хаус, ясное дело, всегда был Холмсом мира, в котором частный сыск поставлен под тотальный контроль со стороны государства), для того, чтобы дать ответ Хауса на описанный выше вызов. И трюк, несмотря на постмодернистское цитирование, в итоге того стоил.
Последний жест Хауса - это жест радикального презрения к социальным нормам, которым он ставит себя вне закона. Но это та цена, которую он платит за то, чтобы продолжать думать самому, не предоставляя это ни судье, ни героину. Конец сериала, должно быть, понравился бы Хабермасу - в нем видны следы незавершенности проекта Просвещения.
Ценности Хауса, в конечном итоге, оказываются списанными с трех традиций античной философии. Хаус киник, потому что он презирает тиранию правил. Хаус эпикуреец, потому что он выше других вещей ценит дружбу. И Хаус киренаик, последователь благородного Аристиппа, потому что перед лицом неизбежной смерти он обращается к телесным удовольствиям, которые, впрочем, важны отнюдь не сами по себе, а скорее являются вызовом судьбе.
Забавно, что визуально эти бродячие философы принимают форму байкеров, восседающих на больших мотоциклах. Ну а как еще интеллектуалы могут странствовать в мире, покрытым беспроводными сетями и полицейскими участками?
Это был хороший сериал, хороший философ и хорошие уроки.
Originally published at
kmartynov.com. You can comment here or
there.