Доклад был зачитан на встрече
дискуссионно-философского клуба «Суть времени» в прошлую среду 25 января.
Теперь - за мной, читатель мой,
В столицу севера больную,
На отдаленный финский брег!
Уж осень семьдесят восьмую
Дотягивает старый век.
В Европе спорится работа,
А здесь - по-прежнему в болото
Глядит унылая заря...
Но в половине сентября
В тот год, смотри, как солнца много!
Куда народ вали'т с утра?
И до заставы всю дорогу
Горохом сыплется ура,
И Забалканский, и Сенная
Кишат полицией, толпой,
Крик, давка, ругань площадная...
За самой городской чертой,
Где светится золотоглавый
Новодевичий монастырь,
Заборы, бойни и пустырь
Перед Московскою заставой, -
Стена народу, тьма карет,
Пролетки, дрожки и коляски,
Султаны, кивера и каски,
Царица, двор и высший свет!
И пред растроганной царицей,
В осенней солнечной пыли,
Войска проходят вереницей
От рубежей чужой земли...
Идут, как будто бы с парада.
Иль не оставили следа
Недавний лагерь у Царьграда,
Чужой язык и города?
1878 год. Русская армия, разгромив отряды турецких войск и дойдя до Константинополя, остановилась в Сан-Стефано (в 5 километрах от Константинополя). Под давлением западных держав Александр II отдал приказ не брать штурмом Царьград и развернул армию.
Именно об этой победе с привкусом поражения и пишет Блок в своём стихотворении. Многовековая мечта об объединении под флагом России всех православных народов и в том числе бывшей столицы Византийской империи была так близко. Но не осуществилась.
Для более полного понимания последствий, к которым это привело, обратимся к работе Николая Бердяева «Истоки и смысл русского коммунизма».
В своей работе он пишет о том, что русский коммунизм является естественным продолжением русской мессианской идеи. Рассмотрим подробнее эту работу.
«Душа русского народа была формирована православной церковью, она получила чисто религиозную формацию. И эта религиозная формация сохранилась и до нашего времени, до русских нигилистов и коммунистов».
Какие свойства были у русской души?
«Религиозная формация русской души выработала некоторые устойчивые свойства: догматизм, аскетизм, способность нести страдания и жертвы во имя своей веры, какова бы она ни была, устремленность к трансцендентному, которое относится то к вечности, к иному миру, то к будущему, к этому миру. Религиозная энергия русской души обладает способностью переключаться и направляться к целям, которые не являются уже религиозными, например, к социальным целям».
В чём была главная мироустроительная идея русской души?
«После падения Византийской империи, второго Рима, самого большого в мире православного царства, в русском народе пробудилось сознание, что русское, московское царство остается единственным православным царством в мире и что русский народ единственный носитель православной веры».
«Доктрина о Москве, как Третьем Риме, стала идеологическим базисом образования московского царства. Царство собиралось и оформлялось под символикой мессианской идеи»
После падения Константинополя в России зародилась та самая мечта о собирании всех православных народов вокруг Москвы.
Однако, как пишет Бердяев, уже во времена петровских реформ в народе пошатнулась вера в то, что власть соответствует этой идее. Он пишет, что покушение на эту идею и стало основной причиной церковного раскола. Когда церковные книги стали править в соответствии с греческими образцами, это вызвало протест, заключающийся в том, что основным носителем православной веры является русский народ.
«В народе проснулось подозрение, что православное царство, Третий Рим, повредилось, произошла измена истинной веры, Государственной властью и высшей церковной иерархией овладел антихрист»
Далее он проводит нить от петровских реформ к революционерам 19 века. Так же как и раскольники «Русская революционная интеллигенция XIX века будет раскольничьей и будет думать, что властью владеет злая сила».
В конце своего исследования Бердяев делает вывод: «Советское коммунистическое царство имеет большое сходство по своей духовной конструкции с московским православным царством»
«Русский народ не осуществил своей мессианской идеи о Москве, как Третьем Риме. Религиозный раскол XVII века обнаружил, что московское царство не есть Третий Рим [добавлю, что окончательное разочарование в этой идее произошло в 1878 году, о чём и пишет Блок]. Менее всего, конечно, петербургская империя была осуществлением идеи Третьего Рима. В ней произошло окончательное раздвоение. Мессианская идея русского народа приняла или апокалиптическую форму или форму революционную. И вот произошло изумительное в судьбе русского народа событие. Вместо Третьего Рима, в России удалось осуществить Третий Интернационал и на Третий Интернационал перешли многие черты Третьего Рима.»
Итак, идея «Москва - третий Рим» является мессианской идеей русского народа по построению единого царства на земле, из которой в некотором роде выросла тяга к коммунизму. Русский народ как во времена царей и императоров, так и во времена генеральных секретарей стремился построить благое царство правды на земле.
Сегодня обе эти идеи канули в Лету. А русский народ без этой мессианской идеи не может жить. Он начинает спиваться, распадаться на национальности. Поэтому наша задача состоит в том, чтобы взять всё возможное из нашей истории, что как-то помогло бы нам восстановить и, возможно, соединить эти идеи. Для этого обратимся к истокам концепции «Москва - Третий Рим».
В следующей статье рассмотрим истоки этой концепции на Руси.