Конец 15 - начало 16 века. В Италии в это время, как я уже писал выше, творят Микеланджело и Рафаэль, Боттичелли, возрождая античные идеалы, античные мифы. Переосмысляется христианская живопись и на смену классическому византийскому стилю иконописи приходит творчество подобное росписи Сикстинской Капеллы в Ватикане Микеланджело, который отобразил в живописной форме всю силу своего скульптурного гения.
Когда путешествуешь по другим странам и приобщаешься к их истории, к их творениям искусства, хочется спросить, «а что у нас на родине было в это время?». Отражалась ли как-нибудь эпоха возрождения на искусстве 15-16 веков на Руси.
Одним из самых известных художников-иконописцев конца 15 века на Руси был Дионисий (ок. 1440-1502). Наиболее полно сохранилась его роспись в соборе Рождества Богородицы в Ферапонтовском монастыре. Это один из самых выдающихся русских иконописцев, наравне с Андреем Рублёвым и Феофаном Греком. Его роспись отличается своей жизнеутверждающей силой. Обилие светло-голубых и солнечных цветов говорит о стремлении художника придать новую жизнь изображённым сюжетам и религии в целом. Цвета росписи невольно напоминают работы Рафаэля и других мастеров итальянского возрождения, которые тоже поражают своей необычайной жизненностью. Об этом пишет исследователь творчества Дионисия В. Т. Георгиевский в книге «Фрески Ферапонтова монастыря».
«…роспись Ферапонтовского собора, едва ли не единственный художественный памятник на Руси, сохранившийся до нашего времени, свидетельствующий о той художественной волне, которая, мощно начавшись одновременно на востоке и на западе в эпоху первых времен Возрождения, и в виде довольно сильной зыби отразилась и у нас на Руси на далеком севере, в древней Новгородской области, в Белозерском крае».
По его словам, в фресках чувствуется влияние Итало-греческой школы, которая находилась под влиянием венецианской живописи.
Далее, Георгиевский указывет на один, с его точки зрения, недостаток: «Недостаток этот заключается в отсутствии движения, в схематичности фигур, в слабой экспрессии. В то время как в эту эпоху экспрессия, живость движения, вообще выразительность - являются характерными чертами для всех памятников греческого, греко-итало-критского искусства и даже отдельных памятников древне-русского искусства, у Дионисия эти качества почти отсутствуют».
И это действительно так. Например, на фреске в новгородском храме Феодора Стратилата изображающей сюжет «Несение Христом креста» явно просматривается динамика. Фигуры на росписи устремлены в левую часть картины и невольно хочется проследить взором вслед за указывающим на Голгофу человеком.
Однако, является ли динамизм плюсом в иконописи?