Mar 13, 2009 13:55
Границу Церкви уже давно определяют не догматы. Начиналось, конечно же, всё с догматов, с формул веры. Византийским императорам приходилось наводить порядок с догматами, улаживать богословские споры, чтобы четче обозначить границы церкви, тем самым определяя границы империи. Потом сами по себе границы империй стали определять границы церквей. Потом империи рухнули и остались бывшие границы империй, так называемые канонические территории. Канонические территории - вот ключевой вопрос православия на сегодняшний день. По мере того, как границы этих территорий становятся всё более зыбкими, нужно будет что-то делать...
Догмат сам по себе не является сдерживающей силой. Учения разделяют. Если есть внешняя сила, император или папа, то одно из учений может стать догматом. Если нет, то каждое новое учение будет давать новую деноминацию. Но пока есть канонические территории - вопрос об учении даже не стоит, все вопросы учения решаются очень легко (см. нашу «диомидовшину»). Но канонические территории трещат по швам (см. противоречия в Эстонии, Македонии, Болгарии и т.д.).
Станет ли Президент Российской Федерации, вслед за генсеком ЦК КПСС, выполнять роль императора? Или всё-таки, в итоге без папы ничего не получится?
P.S. Ну, как бы, это ведь тоже история Церкви. Как и история Израиля - это в том числе история царств, завоеваний, пленений, рассеяния и т.д. И всё это должно было случиться. Должны были случиться императоры, которые бы усмирили епископов. Должны были погибнуть империи, чтобы епископы поняли, что императоры будут смирять их не вечно и т.д.