Полтора авианосца во время войны в Персидском заливе

Aug 28, 2024 00:13

Как известно, ВМС Франции приняли очень незначительное участие в войне в Персидском заливе. При этом, наличие в составе флота двух авианосцев - "Клемансо" и "Фош", вроде бы предполагало возможность их присоединения к воздушной кампании против Ирака, чего однако не случилось.



Авианосцы "Клемансо" и "Фош", 1977 г.



После вторжения Ирака в Кувейт, параллельно с операцией "Щит пустыни", Франция начала свою операцию по переброске войск на театр военных действий под названием "Саламандр". В ее рамках, 13 августа 1990 г. из Тулона отправилась оперативная группа TF 623 в составе авианосца "Клемансо", крейсера "Кольбер" и танкера "Вар". Авианосец в данном случае использовался как транспортное средство - на его борту находились 42 вертолета 5-го полка боевых вертолетов, а также техника 1-го пехотного полка. Как видно на фотографии, сделанной в пути, на борту также были как минимум 4 противолодочных самолета "Ализе". Изначально в состав эскорта планировались эсминец "Кассар" и фрегат "Сюффрен", но оба оказались неготовыми из-за аварий их силовых установок.



Авианосец "Клемансо" во время операции "Саламандр"

Здесь надо отметить особенность французской концепции использования авианосцев. В то время, как один из них находится в море, другой в это же время чаще всего проходит техническое обслуживание или ремонт. Следовательно, слишком расточительно держать для двух кораблей две полноценные команды и две авиагруппы. Поэтому предполагается два вида вооружения и комплектования команды для авианосцев: РА 1 (porte-avions 1) - полноценный с авиагруппой, и PA 2 - сокращенный, в качестве вертолетоносца, сохранявший при этом возможность использования катапульты. Каждый из кораблей имел свою постоянную команду численностью 984 человека (без авиагруппы), а также существовала дополнительная команда (PA COMPL) 354 человека, которая передавалась на тот корабль, который имел статус PA 1 (т.о. его полноценная команда имела численность 1338 человек). Известны три случая, когда PA COMPL переходила с одного авианосца на другой в море, что занимало на практике три дня. Судя по всему, изначально учения с использованием PA 2 в виде вертолетоносца проводились нечасто (впрочем в этом качестве до 1974 г. выступал "Арроманш"), но с созданием Сил быстрого реагирования в 1984 г. такая практика стала более регулярной - армейские вертолетные полки были обучены действовать с авианосца. Таким образом, перевозя вертолёты в 1990 г., "Клемансо" действовал в известной ему роли (как и вертолетчики, проводившие по пути тренировки с палубы корабля в пустынных условиях в Джибути и Омане). В то же время "Фош", находившийся в роли PA 1, был в Тулоне с авиационной группой в 72-часовой готовности.

Кроме переброски войск, Франция также начала операцию "Артимон", в рамках которой в различных точках морских путей в целях противодействия возможной контрабанде военных грузов в Ирак были развернуты различные корабли и корабельные группы. 15 сентября 1990 г., на следующий день после захвата иракскими войсками посольства Франции в Кувейте, Париж принял решение о переброске в Саудовскую Аравию более значимых сил сухопутных войск (Операция "Даге"), для чего впервые были задействованы механизмы централизованного фрахтования гражданских судов в национальных интересах, предусмотренные специальным законом.

Вместе с этим рассматривался также вопрос о задействовании в операции против Ирака авианосной ударной группы. Рассматривались четыре возможных сценария: действия из Восточного Средиземноморья через территорию Турции или Ливана и Сирии, действия из Красного моря через территорию Саудовской Аравии, и, наконец, действия непосредственно из Персидского залива. По плану "Фош" в ноябре должен был уйти на техническое обслуживание, поэтому вероятнее всего можно было задействовать только один "Клемансо", хотя в целом его техническое состояние оценивалось хуже, чем у "систершипа". Продолжительность миссии авианосной группы вряд ли превышала бы несколько недель.



Штурмовик "Супер Этандар"

Эффективность использования АУГ прямо зависела от эффективности его авиагруппы, основой которой были штурмовики "Супер Этандар". А они какими-то особыми качествами похвастать не могли. Расчеты показывали, что при двукратной дозаправке в воздухе радиус их действия достигал необходимых 400 миль (644 км), при этом они могли нести две 400-кг бомбы, или четыре 250-кг бомбы, или 36 НАР (интересно сравнить с табличными данными, которые, как видно, имеют малое отношение к реальности). В общем выходило, что при предельной дальности и низкой нагрузке, вряд ли такие боевые вылеты будут эффективными. При этом отсутствовала возможности применения авиабомб с лазерным наведением, и, вероятно, требовалась поддержка американских самолетов РЭБ, а может быть и самолетов-заправщиков.

Собственно по причинам низкой эффективности авиагруппы французское военно-политическое руководство в итоге отказалось от отправки АУГ в зону боевых действий. Кроме того, отказу способствовали и политические причины - по сути АУГ могла действовать только интегрировавшись в американскую военно-морскую структуру, но решение о передаче французских войск под оперативное управление американцев Париж принял лишь в середине января 1991 г., когда отправлять авианосец уже было поздно. И третьим фактором послужило то, что из полной команды PA 1, около 500 человек были призывниками, которые в основном были задействованы в обеспечении подготовки самолетов к вылетам и их обслуживанием после посадки. Их пришлось заменить кадровым личным составом с других кораблей, но очевидно, что это было импровизацией.

После начала воздушной кампании, 30 января 1991 г. начальник штаба ВМС вновь поднял вопрос об отправке авианосца для демонстративных действий в районе Джибути, с возможностью, в случае необходимости, выдвинуться в Персидский залив. Предполагалось, что близость к Джибути позволит увеличить авиагруппу с 15 до 22 "Супер Этандаров". Однако это предложение также не было принято французским правительством, и французские авианосцы так и не приняли участие в боевых действиях.

Источники:

1. https://shs.cairn.info/revue-guerres-mondiales-et-conflits-contemporains-2011-4-page-31
2. https://lefauteuildecolbert.blogspot.com/2012/05/les-armements-pa-1-et-pa-2.html
3. https://lefauteuildecolbert.blogspot.com/2016/10/armements-pa1-et-pa2-quelles.html

Современность, Военная техника, Франция, Флот, Военная история

Previous post Next post
Up