Пока работал над второй статьей по современному турецкому флоту, посвященной фрегатам типа Barbaros (на днях отправил её в редакцию), выявил ряд ошибок, допущенных в предыдущей
статье по фрегатам типа Yavuz, а также спорных мест. Думаю, будет правильно озвучить их. Кроме того, к сожалению не озаботился ранее вопросом поиска "боковичков" и чертежей. Что обидно, по Barbaros почти ничего нет, а вот как раз по Yavuz худо-бедно и чертежик есть, и картинки. Ниже обо всем этом + редкое фото.
Ошибки
1. Я написал, что изначально на кораблях устанавливались комплексы РЭБ Cutlass B1 и Scorpion B производства Racal. Это бесспорная ошибка, везде пишут, что на фрегатах этого типа установлены системы RAPIDS и RAMSES от Signaal (ныне Thales). Кстати, надо бы разобраться, это то же самое, что Lockheed Martin SQL-503 RAMSES, или нет.
2. Со временем нашел еще одну ошибку. В статье написал, что установлена навигационная РЛС Decca 1226, но в действительности на всех кораблях этого типа ее заменили на SPS-753/730.
Спорные моменты
1. Данные о закладке, спуске на воду и вводе в строй тех или иных единиц из серии разнятся в зависимости от источников, определенности в этом нет.
2. Такая же ситуация с водоизмещением и размерениями, тоже есть незначительные различия.
3. Самая странная ситуация с мощностью силовой установки. Например в Jane's Fighting Ships в 80-х гг. она указывается как 40 000 л.с. То же самое в Conway All the World's Fighting Ships 1947-1995. Позднее в тех же Jane's стали писать 29 940 л.с., в последнем имеющемся у меня за 2015-2016 гг. - с пометкой sustained*. В Guide to combat fleets of the world от 2013 г. указана эффективная или тормозная мощность (bhp) 35 940 л.с., а sustained - те же 29 940 л.с. На сайте ВМС Турции в одном месте пишут про четыре двигателя по 10 000 л.с., а в другом - про общую мощность 30 000 л.с. Действительно, на кораблях установлены четыре дизеля MTU 20V1163 TB93. В принципе везде в рекламных буклетах, на сайтах ремонтных организаций, дилеров MTU и т.д. пишется, что мощность одного такого составляет ≈ 10 000 л.с. Поэтому я принял решение написать именно 4 х 10 000 = 40 000 л.с. Не знаю, может поторопился с таким выводом. Откуда взялся такой разнобой? Точно сказать не могу, но возможно дело в том, что в реальности двигательная установка не выдает заявленной мощности. Прямо об этом никто нигде не говорил и не писал, но косвенные свидетельства об этом есть. По слухам корабли не могут давать больше 25 уз. С другой стороны откуда тогда столь точная цифра 29 940 л.с.?
*Кстати, не очень понимаю термин sustained - постоянная, устойчивая? Какой правильный русский аналог? Номинальная? Эксплуатационная?
4. На счет РЛС STIR. С ними путаница, одни пишут, что установлены STIR-1.8, другие - что STIR-2.4. Цифры - это диаметр антенны. Поэтому я поступил так - нашел фотографии, на которых можно сравнить антенну с фигурой человека, и по моим прикидкам получилось явно меньше, чем 2,4 метра, поэтому я написал, что установлена модификация 1.8.
Чертежи
Это самое лучшее, что нашел.
Причем, что интересно, чертежи получше явно существуют. Вот у одного моделиста на фото их видно. Но где их найти? UPD: Хотя пригляделся - это тип Barbaros.
Боковички
Не могу сказать, что мне они нравятся, все какие-то странноватые. Первый какой-то непропорциональный совсем. И даже бортовой номер неправильно написан.
Фото in action
Да, качество очень так себе. Зато на фотографиях отражен один из самых интересных эпизодов службы кораблей этого типа - участие в конфликте вокруг острова Иммия (тур. Кардак) в 1996 г., в ходе которого было близко до реального применения оружия между греками и турками. В итоге высаженные с F240 Yavuz (который как раз на фото вместе с греческим артиллерийским катером Pyrpolitis) спецназовцы сняли с острова греческий флаг, и установили турецкий. Трофей, кстати, хранится в военно-морском музее города Гёльджук.