Отправил сегодня в редакцию статью про турецкие фрегаты типа "Габья", они же "Оливер Хазард Перри". Если все будет в порядке и ее опубликуют, то тему фрегатов, находящихся на настоящий момент в составе ВМС Турции, я закончу. Ну или по крайней мере приостановлю ее до появления новых интересных сведений.
При написании статей хотелось представить ее героев не только самих по себе, но и в контексте развития турецкого флота и роста амбиций использования морской силы. В силу недостатка информации это удалось лишь отчасти, но и получившейся пунктирной линией этой истории я в меру доволен. Фрегаты для этого оказались довольно удачным выбором по той причине, что они с одной стороны участвуют во всех важных внешнеполитических событиях, где требуется демонстрация морской силы, а с другой находятся при этом над водой, а не под ней. Уверен, участие подводных лодок было не меньшим, но рассказать про это совершенно нечего. Ну а через все типы фрегатов, находившихся в составе ВМС Турции, история флота и роста его возможностей прослеживается довольно неплохо.
1. Вторая половина 1960-х гг.
Давно уже выведенный из боевого состава линейный крейсер "Явуз" ждал разделки на металлолом. Замены столь символичному кораблю в турецком флоте не было. В это время в боевом составе числилось от восьми (в середине 1960-х) до тринадцати (в конце 1960-х) эсминцев американской и британской постройки. Тем временем, у руководства флотом появилось понимание необходимости создания собственного кораблестроения, и на верфи в г. Гёльджук в 1967-1968 гг. заложили однотипные фрегаты "Берк" и "Пейк", которые вступили в строй соответственно в 1972 г. и 1975 г. Несмотря на то, что они несли на борту номер с литерой D, их все-таки принято относить к классу фрегатов. Пусть это сугубо вторичные корабли, основанные на проекте не слишком удачного американского эскортного миноносца "Клод Джонс", но их постройка имела важное значение. Для судостроительной промышленности это являлось первым подобным опытом. Для флота же это первые корабли национальной постройки, и он учился выстраивать взаимодействие с промышленностью, а также получил вертолетную площадку, а следом и впервые в своей истории противолодочные вертолеты. В 1974 г. военно-политическое руководство страны решилось на десантную операцию на Кипре, с которой флот, несмотря на потерю эсминца "Коджатепе" от собственной же авиации, успешно справился. Фрегат "Берк" тоже стал участником этой операции - вел артиллерийский огонь по берегу и спасал моряков с "Коджатепе".
2. Первая половина 1980-х гг.
Да, опыт постройки первых национальных кораблей оказался не слишком удачным, и продолжения не последовало. Кроме "Берка" и "Пейка" надводный флот по-прежнему состоял из американских эсминцев середины 1940-х гг. постройки. Хоть они и были модернизированы по программам FRAM I и FRAM II, современными их не назовешь - ни ПКР, ни ЗРК на них не было. Флот искал возможности усиления, или скорее осовременивания. Договориться на счет постройки по лицензии четырех "Оливер Хазард Перри" с США не удалось, и взоры обратились на другого традиционного экономического партнера - Германию. Сначала там приобрели два "подержанных" фрегата типа "Кёльн". Новыми их тоже не назовешь, но зато впервые в Турции появляются корабли с дизель-газотурбинным двигателем.
Ну а затем делается важнейший шаг. В конце 1982 г. у "Блом унд Фосс" заказываются четыре фрегата проекта МЕКО 200 модной на тот период модульной концепции. Важным достижением была договоренность о постройке двух из них на турецких верфях. Корабли вступили в строй в 1987-1989 гг., и в руках командования впервые оказались единицы, комплексно обладающие современным вооружением и радиоэлектроникой: БИУС, ЗРК (впервые!), ПКР, ЗАК, СУО с несколькими каналами наведения, ГАС, РЭБ, противоторпедная защита. Полный фарш! Не сомневаюсь, что именно эта четверка - фрегаты типа "Явуз", провела черту, до которой был старый турецкий флот, а после - новый. Весьма скоро для новых кораблей пришла возможность поиграть мускулами. Во время кризиса у острова Кардак (греч. Иммия) в 1996 г. Турция и Греция находились на грани боевых действий, и как раз "Явуз" сыграл там самую главную роль, патрулируя в непосредственной близости от острова, а затем незаметно высадив на него десант спецназа, который снял греческий флаг и установил турецкий.
3. Первая половина 1990-х гг.
Вывод из строя старых американских эсминцев ставил проблему сохранения численности корабельного состава. Пока что заменить их полностью на новые корабли Турция не могла, и она снова прибегла к методу получения подержанных кораблей из США, но была при этом теперь более избирательна. В 1991 г. она отказалась от получения четырех эсминцев типа "Чарльз Ф. Адамс". В какой-то степени договориться с американцами помог трагический случай с попаданием двух зенитных ракет в эсминец "Муавенет", выпущенных с авианосца "Саратога". Гибель пяти и ранение пятнадцати турецких моряков требовала некоего извинительного жеста, которым стала очень быстрая передача ВМС Турции в 1993-1994 гг. восьми фрегатов типа "Нокс". После этого часть эсминцев можно было списывать без зазрения совести, так как появились куда более современные, да еще и оптимизированные для ПЛО единицы. Кроме того, турецкие моряки впервые получили в свои руки ЗАК "Фаланкс". Нельзя сказать, что "Ноксы" дали какие-то кардинально новые возможности, но они позволили резко подтянуть среднее качество корабельного состава.
4. Вторая половина 1990-х гг.
К этому времени балласт "старого флота" еще оставался в виде трех "Гирингов" и двух "Карпентеров". Кроме того, похоже, что техническое состояние "Ноксов" было не идеальными и не сулило им долгой службы (пять из них были выведены из состава в 2000-2005 гг.). Это привело к тому, что Турция вновь взяла у США "подержанные" корабли - на этот раз фрегаты типа "Оливер Хазард Перри". Восемь единиц поступили в течение 1998-2003 гг. С ракетами RIM-66 и мощной (хотя и двухкоординатной) РЛС они стали самыми сильными кораблями ПВО турецкого флота, оказав влияние на его тактические приемы. Кроме того, это были первые турецкие корабли с чисто газотурбинной установкой. Вместе с фрегатами типов "Явуз" и "Барбарос" (см. ниже) они, можно сказать, составили 1-й ранг ВМС Турции - шестнадцать самых мощных боевых единиц. Называемые типом "Габья", они упрочили военно-морское сотрудничество со странами НАТО, а также позволили чаще использовать флот в отдаленных районах, таких как например Аденский залив, где уже 13 лет на постоянной основе они участвуют в борьбе с пиратством и в целом представляют красный флаг с полумесяцем в регионе Индийского океана. У всех кораблей БИУС NTDS заменена на национальную БИУС GENESIS, что свидетельствует о развитии в стране собственной радиоэлектронной промышленности. Кроме того, четыре фрегата этого типа были модернизированы путем установки 8-ячеечной УВП Mk 41 с ракетами RIM-162 и современной РЛС SMART-S Mk 2. Имея две пусковые установки и 68 ЗУР, эта четверка остается самой мощной по ПВО в ВМС Турции до сих пор. Именно эти корабли были использованы для поддержки дружественного режима в Ливии в 2020-2021 гг.: они находились вблизи берега, обеспечивали ПВО в прибрежной зоне и даже применяли свои ЗРК.
Одновременно с "Оливер Хазард Перри" ВМС Турции в 1995-2000 гг. пополнились еще четырьмя МЕКО 200 - фрегатами типа "Барбарос". Два из них также строились в Турции. По сравнению с "Явузами" они имели не дизельную, а дизель-газотурбинную ГЭУ и улучшенный состав радиоэлектроники, а последняя пара получила УВП Mk 41 с ракетами RIM-162 (первая пара также получила УВП позднее, при модернизации). Вместе с "Явузами" и "Габья", новые фрегаты позволили активно проецировать морскую силу в Средиземноморье - вести холодную войну за месторождения углеводородов, эвакуировать своих граждан из Ливии, водить туда конвои с военной техникой, формировать военно-морские оперативные группы - сначала временные, а потом и постоянные, по образцу SNMG. Вся четверка скоро пройдет глубокую модернизацию по амбициозной программе и будет практически полностью оснащена вооружением и радиоэлектроникой национального производства.
5. Вторая половина 2010-х гг.
Пройденный за 45 лет путь совершенно поменял ВМС Турции. Из прибрежного черноморско-эгейского флота третьеразрядной страны он стал флотом важной региональной державы, имеющей интересы и за пределами своей 200-мильной экономической зоны. Количество и состав фрегатов стабилизировались и не менялись 10 лет - с 2012 г. до 2022 г. Однако в это время происходили не менее важные события. В 2011-2019 гг. флот получил разработанные и построенные в Турции четыре корвета типа "Ада", и следующим этапом должна была стать постройка национального фрегата. Первый, являющийся дальнейшим развитием корветов, фрегат, был заложен в 2017 г. и спущен на воду в январе 2021 г. Всего на данный момент планируется закладка четырех единиц, называемых типом "Истиф". На 3/4 они должны быть оснащены системами турецкого производства. Программа развивается не так быстро, что, впрочем, характерно для современного кораблестроения. Однако по ее выполнению Турция покажет способность обеспечивать себя полным спектром необходимых флоту боевых кораблей. Впрочем, новое время бросает новые вызовы. Моральное и физическое старение четверки "Явузов" и четверки "Габья" уже в ближайшие десять лет поставит вопрос об их замене. Сможет ли турецкая судостроительная промышленность дать флоту восемь фрегатов за этот период? За этим будет интересно понаблюдать.