430-летию Тюмени посвящается.
Однажды (с тех пор прошло уже четыре года) я
задумался о том, почему города находятся именно там, где они есть. Почему столицей Тюменской области является Тюмень, а не Курган или Ялуторовск? Почему вообще область Тюменская и именно в таких границах? Говорите, что вопрос лишён смысла, ибо история не имеет сослагательного наклонения? Так тем интереснее. Ведь в этом случае получается, что есть безальтернативные закономерности, и тогда - привет от
Гари Селдона! В общем, наступил момент, когда потребность в этом разобраться окончательно дозрела. Результаты своих размышлений выкладываю здесь.
Итак, взглянем на карту государства, известного в русской истории как Золотая Орда (взята
отсюда):
К 1428 году это государство окончательно развалилось на две части, примерная граница между которыми обозначена красной чертой. В восточной части государства наконец-то нашли хана, который будет править долго, десятилетиями - 17-летнего Абу-л-Хайра. И дали ему ханский титул... в древней Тюмени, известной как Чинги-Тура. И был этот город не просто первым попавшимся местом - его сперва пришлось завоевать. Хотя степь большая, разворачивай шатры где хочешь, да объявляй ханов хоть по нескольку в день. Следовательно, город уже являлся не простым, а обладал каким-то важным статусом. И пробыла Чинги-Тура столицей Абу-л-Хайра почти 20 лет. А потом ещё столицей хана Ибака 30 лет. Что же могло дать Чинги-Туре такой особый статус?
Взглянем ещё раз на карту, только немного другую. На ней нарисованы две дороги, в древности связывавшие Волжско-Камский речной бассейн с Обь-Иртышским. Или, по другому говоря, западную часть Золотой Орды с восточной. Жёлтым цветом обозначен Тюменский волок (он же Тагильский волок, он же Чусовской путь), коричневым - Старая Казанская дорога.
Немного теории. Несмотря на отсутствие современных видов транспорта, в древности всё равно существовала торговля на большие расстояния. Этому помогали регионы, которые выполняли роль транзитных логистических центров. Допустим, везём мы товар из Китая, по суше. Первый транзитный центр у нас на пути - Бухара. Там можно продать товар местным купцам, закупиться и двигать домой. Дальше товар везут уже бухарцы. Второй транзитный регион - река Волга. А конкретно Волжская Булгария или Казань, в зависимости от периода истории. Третий перевалочный пункт - Россия. Например, Великий Новгород, а оттуда уже Ганза.
Встаёт вопрос о том, как товары из Бухары должны попасть на Волгу (и обратно). Есть два способа. Один ведёт от Аральского моря через реку Урал. Второй - вниз долиной реки Ишим через Западную Сибирь (Сарысуйская дорога).
В.С. Батракову казалось, что второй способ был основным. В то же время А.Д. Таиров полагает, что в истории присутствовало чередование:
Путь через Урал
Сарысуйская дорога
IV-III века до н.э.
х
II век до н.э. - VII век н.э.
х
VIII - XV века
х
с XV века
х
По всей видимости, чередование объяснялось изменениями в политической обстановке: когда-то более спокойной была дорога через степь, когда-то - через лес. Как бы то ни было, XV век - это время доминирования дороги через лес, то есть через Западную Сибирь. Дорога вела вдоль Ишима на Иртыш, оттуда в Тобол, оттуда в Чинги-Туру. И Старая Казанская дорога - это завершающий этап данного пути из Бухары.
Старая Казанская дорога показана на карте весьма приблизительно. Конечно, ей уделяли внимание многие учёные, среди которых можно назвать
А.А. Дмитриева,
В.Н. Шишонко,
С.В. Бахрушина, упоминавшегося уже А.Д. Таирова (рекомендую его
книгу "Торговые коммуникации в западной части Урало-Иртышского междуречья"), Г.Х. Самигулова (он присутствует в ЖЖ как
gayaz_samigulov), А.В. Матвеева (сравнительно недавно вышла его
монография "История сухопутных путей сообщения Омского Прииртышья") и многие другие. В то же время точный маршрут дороги ещё ждёт своего исследователя. Например, у меня имеются сомнения, что в поздние времена путь шёл через Явлу-Туру, ведь последние археологические культуры Ингальской долины датируются XIII-XIV веками.
В общем, есть основания предполагать, что в 1428 году через древнюю Тюмень идёт важный международный торговый путь, который начинается в Китае, продолжается в Бухаре, заворачивает в Сибирь, оттуда движется степью в Казань. Сибирь вполне годится на роль самостоятельного транзитного центра, потому что здесь имеется свой экспортный товар - пушнина. Поэтому не так уж важно, идут через Сибирь караваны из Китая или нет, всё равно есть потребность в торговле с Казанью, и специально для этого имеется особая дорога, речная - Тюменский волок. Ну а то, что параллельно используется ещё одна дорога из Чинги-Туры в Казань, степная - просто дополнительный бонус.
Подводим итог: Чинги-Тура контролировала в XV веке обе дороги, которые связывали регион с Волжско-Камским речным бассейном. Это давало городу возможность претендовать на высокое политическое положение в восточной части Золотой Орды. Но в 1472 году карта мира начала меняться. А вместе с нею изменился статус города. О чём в другой раз.
Конкуренция городов Тюменской области за столичный статус (1). ...-1428
Конкуренция городов Тюменской области за столичный статус (2). 1428-1472
Конкуренция городов Тюменской области за столичный статус (3). 1472-1586
Конкуренция городов Тюменской области за столичный статус (4). 1586-1723
Конкуренция городов Тюменской области за столичный статус (5). 1723-1889
Конкуренция городов Тюменской области за столичный статус (6). 1889-1923
Конкуренция городов Тюменской области за столичный статус (7). 1923-1943
Конкуренция городов Тюменской области за столичный статус (8). 1943-1991
Конкуренция городов Тюменской области за столичный статус (9). 1991-...