Архетипам в психологии - 100 лет

Jul 12, 2019 08:30


Ровно сто лет назад, 12 июля 1919 года, Карл Густав Юнг прочитал в Лондоне доклад на тему инстинкта и бессознательного, где впервые упомянул об архетипах.

Постоянно приходится слышать, что современная наука отдельно, а философия - отдельно. В то время как влияние философии на науку мне приходится встречать довольно часто. Теория архетипов Юнга - яркий тому пример. Аристотель придумал различать форму и явление. Форма это то, что можно наблюдать или даже пощупать, а явление это скрывающееся за формой содержание. Иммануил Кант назвал форму феноменом, а явление ноуменом. Применительно к психологии Юнг решил называть форму (феномен) архетипическим образом, а явление (ноумен) - архетипом. Для чего это всё?

Юнг столкнулся с феноменом наследования образов, однако не мог объяснить, как это происходит. Что такое наследование образов? Простой пример: у меня есть знакомый из Томска, которого зовут Евгений Гарин. Он создал алгоритм выявления плагиата, который периодически выдаёт неожиданные вещи. В частности, что сюжет фильма «Звёздные войны. Эпизод IV: Новая надежда» (1977 год) на 96% повторяет сюжет советской киноленты «Кащей Бессмертный» (1944 год). Значит ли это, что Джордж Лукас - плагиатор?



С точки зрения Юнга, а следом за ним и моей - нет, не плагиатор. Совпадение сюжета вызвано не заимствованием, а тем, что разными людьми управляют одинаковые образы. В произведениях юнгианцев есть множество примеров совпадения сюжетов, авторы которых никак не могли знать друг о друге. Иначе говоря, авторы настолько категорически были разделены временем и пространством, что в их случае гипотезу о плагиате можно отвергнуть с вероятностью примерно в 100%. Повторяю: таких примеров очень много. Вот это и есть феномен наследования образов.

Но как он может быть реализован на практике? Неужели образы сидят в какой-то части человеческого организма и передаются через ДНК? Смешно. Поэтому в попытке не выглядеть смешным Юнг и обратился к философии. Философы говорят, что есть не только форма (феномен), но и явление (ноумен)? Говорят. Значит, наследуются не образы, а явление (ноумен); для удобства назовём его архетипом. Дискуссия окончена, точка.

Конечно, на самом деле дискуссия только началась. Ибо философы - философами, но где живёт явление/ноумен/архетип? На это Юнг отвечал, что психика бывает не только у отдельного человека, но и у групп людей тоже. Ещё в 1916 году он ввёл понятие коллективной психики. Которая тоже состоит из сознания и бессознательного. В последней сфере, коллективного бессознательного, и располагаются архетипы.

Теоретически всё гладко. Человеческие коллективы - это такие же субъекты, как человек. Значит, у коллективов тоже есть психические явления. И это правда: тогда уже были известны психические эпидемии, Габриэль Тард изучал психологию толпы, Гюстав Лебон и Вильгельм Вундт писали свои известные труды по психологии народов (то есть они считали, что представители разных народов имеют психические отличия). Но всё равно идея Юнга казалась слишком смелой для науки. Не хватало фактов, не хватало независимых проверок.

Поэтому теория архетипов долго была на положении, близком к маргинальному. Ситуация стала меняться после Второй мировой войны.

Подобно Юнгу, Якоб Морено был ещё одним учеником Зигмунда Фрейда, но развивал собственное направление в психологии. В 1946 году он издал первый том книги «Психодрама», где упомянул о том, что коллективы людей имеют собственное бессознательное. Для его обозначения Морено ввёл новые термины: групповое и семейное со-бессознательное. Затем Эрих Фромм (тоже ученик Фрейда) дождался смерти Юнга, чтобы придумать понятие «социальное бессознательное».

По сути дела, это жонглирование словами и есть независимое подтверждение того, что юнгианцы со своим коллективным бессознательным оказались правы. И это был ещё не вечер.

1953 год выдался для истории психологии урожайным. Лично я ставлю на первое место эксперимент Вильгельма Райха (как вы наверняка догадались, вновь ученика Фрейда) по вызову дождя в американском штате Мэн. Но применительно к нашей теме интересно другое: Джозефина Хилгард написала статью «Anniversary reactions in parents precipitated by children».

Там она рассказала о паре случаев, когда родители и дети в одном и том же возрасте переживали сходный опыт; исследовательница назвала этот феномен «синдромом годовщины». Перевожу на понятный язык: существуют какие-то штуки, из-за которых некое событие может влиять на жизнь отдельно взятой семьи на протяжении нескольких поколений. Если угодно, можете назвать это кармой. Или семейным со-бессознательным, если вам ближе трактовки Морено.

По крайней мере, Морено точно был ближе для одной своей ученицы, которую в России до совсем недавних пор знали как создательницу психогенеалогии Анн Шутценбергер. Она родилась в Москве в том самом 1919 году, когда Юнг принёс слово «архетипы» в психологию. И именно ей удалось собрать и обобщить независимый от аналитической психологии корпус фактов, который перевешивает весы в сторону концепции коллективного бессознательного.

Поскольку эта исследовательница родилась в Москве - а значит, соотечественница - мне любопытно было узнать её девичью фамилию. Казалось бы, человек, который занимается генеалогией, не должен был делать секрета из того, кто её предки. Но не тут-то было. Довольно сложным путём мне удалось выяснить, что до замужества (а замуж она вышла в 30 лет) наша героиня носила фамилию Анселин, а в браке прожила всего несколько лет, поэтому правильнее называть её по фамилии Анселин-Шутценбергер. Насколько фамилия Анселин имеет отношение к России? Это для меня по-прежнему загадка.

Однако перейдём к её работам. В 1988 году Анселин-Шутценбергер издала книгу «Синдром предков», в которой можно найти очень много интересного. Вот история семьи, где на протяжении нескольких поколений подряд отец отводит сына в первый раз в первый класс, и каждый раз по дороге они попадают в ДТП. Оказывается, прадедушка клиента мечтал учиться, но, происходя из бедной крестьянской семьи, не мог себе это позволить и отчаянно завидовал ровесникам, идущим в школу в первый день занятий. И то препятствие к учёбе, которое стояло перед прадедушкой, символически воспроизводится в виде аварии в каждом поколении его потомков-мужчин.

Другая семья во время Великой Французской революции спасла священника. Он в благодарность произносит фразу «Пусть ваши старшие дети будут вашими ангелами-хранителями». Результат: на протяжении 7 поколений подряд старший ребёнок в семье умирает в детском возрасте.

Ещё пример: девочке 3 с половиной лет снятся ночные кошмары, сопровождающиеся приступами удушья, от которых она просыпается каждую ночь. Девочке предложено нарисовать чудовище, которого она пугается во сне. Изображение оказалось похоже на противогаз. Затем выяснилось, что брат деда подвергался газовой атаке при Ипре. При чём тут девочка? Она родилась 26 апреля (атаки при Ипре происходили в период 22, 25 и 26 апреля). Правда, между газовой атакой и рождением девочки прошло более 70 лет… Когда это выяснилось, кошмарные сны прекратились.

Ещё одно независимое подтверждение существования коллективного бессознательного предоставила послевоенная психоделическая культура. В 1975 году Станислав Гроф обобщил свой опыт четырёх тысяч сеансов ЛСД-терапии в книге «Области человеческого бессознательного». Там можно встретить такой эпизод, например: в изменённом состоянии сознания клиентка наблюдала казнь проигравших после битвы на Белой горе (сражение времён Тридцатилетней войны в Чехии в 1620 году). Потом она навела у своих родственников справки, и оказалось, что среди казнённых был её предок.

Возможно, будет правильно, если в конце этого ряда примеров я сообщу об опыте самих юнгианцев. Мария-Луиза фон Франц рассказывает о корейце-буддисте, смысл снов которого не могла расшифровать. Затем она каким-то образом выяснила, что корейцы происходят от тунгусов, после чего осознала, что её клиенту снятся темы тунгусского шаманизма.

Итак, полученные из совершенно разных областей (литературные произведения, сны, психоделические сеансы, поведение, генеалогия), исследователями совершенно разных школ примеры показывают, что некие групповые информационные поля всё-таки существуют. Неважно, как мы их назовём - коллективным (социальным) бессознательным вслед за Юнгом и Фроммом, групповым со-бессознательным вслед за Морено, полем акаши вслед за Николой Теслой и Эрвином Ласло или же как-то иначе. Важнее другое: мы до сих пор слабо представляем себе, как функционируют эти поля.

Самый первый вопрос, который по этому поводу встаёт: человек формирует эти поля или они возникают каким-то иным образом? 99,9% людей, которые интересуются архетипами непрофессионально, считают, что данные поля формирует человек. И это - заблуждение. Ибо юнговская идея архетипов подразумевает, что есть субъекты, которые сильнее человека. Они обладают способностью дотягиваться из своих групповых информационных полей до конкретного человека, тем самым изменяя его (человека) поведение. Как раз эти субъекты и называются архетипами, хотя гораздо привычнее называть их богами или духами. Скажите, вы слышали хоть один миф, где человек создал бы бога? Зато наверняка слышали много мифов о том, как боги создали людей.

Мне доводилось видеть немало людей, которых информация о том, что их жизнью управляют некие непонятные субъекты под названием архетипы, приводила в ступор. Хотя то, что жизнью человека могут управлять вирусы, бактерии, гены, близкие, Президент, природные явления - в ступор никого не приводило. Возможно, дело в том, что людей пугает неизвестность. Про вирусы и Президента мы достаточно наслышаны, так что это не пугает. А вот что такое архетипы? Как они выглядят, как можно их пощупать, по каким законам существуют?

Литературы по архетипам очень много, из-за чего складывается обманчивое впечатление, что на эти вопросы есть ответы. А на самом деле человечество только приближается к ним. И если за следующие 100 лет удастся составить полный каталог архетипов, это будет неплохой результат.

авторское право, архетипы, юнг, психология

Previous post Next post
Up