Принято считать, что Россия - это православная страна. Поэтому вы наверняка удивитесь тому факту, что в течение более 100 лет православная страна была… отлучена от православной церкви. Нет, это произошло не при безбожниках-большевиках, а в Средние века, при великом князе Василии II Тёмном. Это самый древний из известных мне примеров наложения антироссийских санкций.
Время по своей природе циклично, поэтому история любит повторы. Так что не надо удивляться, что в тот момент Россия нарвалась на санкции из-за… противодействия глобализации.
Однако по порядку. Двумя главными олигархами Европы в 15 веке были папа римский и патриарх константинопольский. Весь континент платил структурам этих прелатов налог в размере 10 % своего дохода. Помимо этого, благодаря землевладениям монастырей, церковь являлась крупнейшим феодалом Европы. Как следствие, никто из европейских монархов не мог потягаться бюджетом с европейскими монахами. Впрочем, различные личности не оставляли попыток залезть в карман церковникам. В Константинополе это удобнее было делать византийскому императору, поэтому в описываемых далее событиях он будет играть существенную роль.
Известный факт, что папа римский получал доходы с Западной, Центральной и Северной Европы, а константинопольскому патриарху оставалась лишь Восточная Европа и немного Азии. Сложно не заметить, что границы территорий плюс/минус напоминали будущую границу между блоком НАТО и Организацией Варшавского Договора. Поэтому отношения сторон если и не напоминали «холодную войну», то были прохладными.
Но вот очередной византийский император Иоанн VIII Палеолог решил сыграть роль средневекового Горбачёва (имелись причины), договорившись о примирении православной церкви с католической, а фактически о почётной капитуляции. Ватикан только-только справился с восстанием гуситов, которое чуть не положило конец католичеству в Центральной Европе, а до этого с Великой схизмой (даже не спрашивайте). Поэтому римский папа считал, что теперь ему любое море по колено. Планы предусматривали восстановление единой христианской Европы от Атлантики до Дона. По рукам ударили в 1439 году в итальянском городе Флоренции.
Но где есть Горбачёв, там же рядом должен оказаться Ельцин. Так что император вдруг пропустил удар с тыла, а тылом для любого человека является семья. Шурин императора (брат его первой жены), московский князь Василий II заявил, что против объединения церквей, и в подтверждение серьёзности своих намерений арестовал митрополита Исидора за участие во Флорентийском соборе. На самом деле князю было пофиг на различия в обрядах. Стояла речь о власти. О большой власти - в случае успеха.
Дело в том, что Москва играла в Константинопольской патриархии очень заметную роль. В 15 веке Русью по традиции считалась большая территория, куда входили нынешние Украина, Белоруссия, частично Литва, а также Московское княжество с вассалами и Новгородская республика. То есть по документам Киевская Русь ещё как бы продолжала своё существование. Ничего необычного в этом не было, в то время во всей Европе не имелось политического единства. Тем не менее, все осколки Киевской Руси исправно платили налог константинопольскому патриарху, и этого было достаточно. Отсюда возникает интересный вопрос, кто был истинным заказчиком феодальной раздробленности, однако он выходит за рамки заявленной темы.
За сбор церковного налога отвечала единая «митрополия Киевская и всея Руси», митрополит назначался патриархом. Сначала митрополит жил в Киеве. Потом резиденция переместилась во Владимир на Клязьме. Начиная с 1325 года, митрополит предпочитал жить в Москве, то есть церковный налог шёл через Кремль. Тем самым, теоретически город мог претендовать на доминирование на всей территории бывшей Киевской Руси. Единственное условие: надо было слушаться ценных указаний из «константинопольского обкома».
Однако дела у «обкома» шли не очень. В 14 веке появился новый претендент на роль гегемона - будущая Османская империя. Собственно, по этой причине византийский император и побежал мириться с Западом, надеясь на помощь. В этих условиях в 1441 году московский князь решил, что пора уже перестать слушать патриарха с императором, и, как было сказано, арестовал митрополита Исидора (потом ему позволили бежать). Формально речь шла о том, что фу их, этих богомерзких католиков. А на деле, как я уже говорил, стоял вопрос о власти: на кону была возможность окончательно подмять под Москву митрополию Киевскую и всея Руси, а через неё - и все русские земли Восточной Европы.
Но по различным причинам блицкриг у князя не случился. На несколько лет возникла ситуация «ни туда, ни сюда». Бежавший Исидор по-прежнему формально руководил митрополией, только уже не из Москвы. Из послания патриарха Григория III Маммы киевскому князю от 26.06.1447 мы узнаём, что все, кто виноват в изгнании Исидора из первопрестольной, а также назначенные помимо воли Константинополя сменщики митрополита - отлучены от церкви. Так начинались первые антироссийские санкции.
Хорошо накладывать санкции, когда за тобой стоит сила. А если силы нет, то… наверное, тоже неплохо, ибо 15 минут смеха заменяют стакан сметаны.
Западные союзники императора Иоанна VIII подвели: проиграли туркам битву при Варне (1444 год) и ещё одну битву на Косовом поле (1448 год), спустя несколько дней после которой император умер. И тут в Москве собрались с духом и решили сами избрать себе митрополита - Иону.
Ну а что такого? Тогда было модно. У сербов ещё с 1346 года была не просто самостоятельная митрополия, а целый Печский патриархат, прямо как у взрослых. Ещё раньше у болгар имелся Тырновский патриархат, пока их не захватили турки. Единственное, что могло остановить Москву от создания своего патриархата - политическое подчинение Золотой Орде. Потому что болгары и сербы на момент создания патриархатов имели независимые государства, а после их утраты вернулись в церковное подчинение Константинополю. Возможно, именно из-за этого в Москве была какое-то время сильна идея помириться с тогдашним «обкомом». Всё-таки когда у раба два хозяина, он более свободен, чем с одним хозяином.
Однако в 1453 году Византийская империя пала, и мириться стало не с кем. А когда империи рушатся - щепки летят. В 1458 году, не без участия папы римского, возникла интрига с прежним митрополитом Исидором. Он неожиданно передал титул митрополита Киевского и всея Руси своему заместителю Григорию Болгарину, а сбежавший уже из Константинополя бывший патриарх Григорий III эту передачу подтвердил.
В Москве сообразили, что лучше своя синица в руке, а не журавль в небе. Поэтому в следующем году созвали собор, который решил учредить новую митрополию - Московскую. Отдельную от «Киевской и всея Руси». В общем, тогдашняя РСФСР отделилась от тогдашнего СССР. Теперь в Москве сидел свой митрополит, а в бывших западных княжествах свой (но утверждаемый в Константинополе). Так официально был закреплён наконец распад Киевской Руси, спустя 300 лет после того, как он произошёл по факту.
Дело оставалось за малым: эту Московскую митрополию кто-то должен был признать. Возникла мысль, что на константинопольских патриархах свет клином не сошёлся. Есть ещё патриархи александрийский, антиохийский, иерусалимский. По легенде, самым слабым звеном оказался патриарх
Иоаким Иерусалимский. Почему по легенде - потому что в целом ряде списков иерусалимских патриархов в нужный нам период Иоакима нет. Итак, по легенде с этим патриархом договорились, что он приедет в Москву и скажет: правильным путём идёте, товарищи. И якобы он даже отправился в поездку, но успел доехать лишь до Крыма, где и скончался в 1464 году. Короче, дипломатическая комбинация, если такова и была, не удалась.
В 1467 году константинопольский патриарх Дионисий I Мудрый мудро посоветовал всем русским землям (в том числе Москве) считать единым митрополитом Григория Болгарина. К тому времени многие участники событий, из-за которых начался сыр-бор, уже скончались. Прежде всего, князь московский Василий II, первый московский митрополит Иона и даже его сменщик Феодосий. Так что имелись основания считать, что с уходом основных зачинщиков можно погасить конфликт.
Но патриарх не сообразил, что его собственный статус к тому моменту снизился до уровня чиновника при турецком султане. Византия тоже потеряла политическую независимость, как когда-то Сербия с Болгарией, что привело к ликвидации их патриархатов. Почему тогда она должна быть исключением? К удивлению Дионисия I, князь Иван III не собирался подчиняться подчинённому султана; впоследствии он даже и Орде не станет подчиняться. В общем, патриарх был «послан».
Прошло 100 лет. Тот факт, что древние православные церкви оказались под властью мусульман, постепенно превратил патриархов в нулей без палочки. Легенда об Иоакиме Иерусалимском стала явью: теперь уже все без исключения патриархи готовы были дать любой концерт на деньги спонсоров.
Князь Иван IV прогнул патриархов на то, что его признали царём, то есть цезарем. Тут надо пояснить. Слово «князь» имеет то же происхождение, что и слова «конунг», «кёниг», «king» - то есть король. Поэтому для дипломатических целей Ивану достаточно было оставаться князем, он так и так оставался в этом статусе равным другим королям. А вот цезарь (кайзер) - это уже уровень императора Римской империи, Византийской империи, Священной Римской империи, Османской империи. И тут вдруг некий 16-летний Ванька, хозяин тайги, тоже решил императором стать! Оцените масштаб притязаний!
Впрочем, не он первый начал. Ещё с 1517 года, с целью потешить самолюбие спонсора, монастыри Египта, Сербии и т.д. стали называть московского князя царём. Так что рост его амбиций был делом времени. Тем более, что факт зависимости от Орды уже остался в прошлом.
Чтобы «уломать» константинопольского патриарха на признание московского князя царём, ушло 14 лет. В 1561 году патриарх Иоасаф II прислал в Москву «соборную грамоту», которая фактически ликвидировала прежние отлучения от церкви, известные из послания 1447 года. Патриарх готов был даже лично приехать в Россию, чтобы короновать Ивана IV. Однако тот сообразил, что подобный акт ставит его в символическую зависимость от патриарха, поэтому не согласился.
Всё-таки вторая половина 16 века была уже ранней осенью христианства. Королева Елизавета I восстановила Реформацию в Англии, Аугсбургский мир разрешал немецким княжествам выбирать себе религию, в Швейцарии торжествовали кальвинисты.
Так закончились первые антироссийские санкции. Принято считать, что Реформации в России не было. Ну как не было? Московские великие князья отстаивали ровно те же самые идеи, что и английские короли, например - подчинение церкви монарху, её независимость от внешних сил. В те же самые годы, даже раньше. С тем же самым результатом.
Согласитесь, что когда читаешь про это в учебнике, события кажутся более-менее логичными, поэтому не вызывают эмоций. И совсем другое дело проживать то же на собственной шкуре.