Сегодня вдруг вспомнился приезд якутских сказителей в Юкон три года назад. Истории рассказанные ими до сих пор погружают в размышления, а сам опыт общения с такими людьми улыбает. Несколько заметок тогда посланных родным оказались неожиданно содержательными::)
Сегодня в обед за мной заехал Питер, местный немец, волонтер работающий в организации фестиваля устного народного творчества. Два якута, Степан и Куприян попали в Юкон случайно, но оказались полностью в теме фестиваля, так как оба - существа спонтанные. По дороге в центр нашего населенного пункта, Куприян рассказывал как они ездили по миру, что их стиль выступления - Олонкхо признан ЮНЕСКО как памятник мировой культуры, а Степан параллельно спрашивал про жизнь в Канаде. Когда Питер спросил: а не заехать ли нам на радио студию (СиБиСи) дать интервью, Куприян соглашался, a Степан упорно отказывался. Мол, ты - артист, тебе повыпендриваться хочется, а я - на пенсии, говорил Степан.
До падения железного занавеса, Степан был чиновником в области искусства Якутии и возил якутов по СССР и Европе, а Куприян был одним из заслуженных артистов республики. Недавно они ездили на съемки "Монгола", участвовали в музыкальном сопровождении и снимались в эпизодах. Во время интервью они не могли наговориться, пытаясь донести свои мысли об общности северных народов, затем исполнили часть своего эпоса, который читается три дня и три ночи, и мы поехали к ним на кофе.
Степан, с начала выглядевший важным деятелем культуры, оказался в домашних колготках с поверх надетыми шортами, шутя он иногда подскакивал и делал смешное выражение лица. Куприян бегал в советских трико и тапочках. Oн сразу включил видео-камеру, чтобы записать застолье. Темы включали в себя объезженные ими музеи Берлина, непревосходимое наличие арийской крови в якутах, присоединение России к Якутии, непереводимые анекдоты про немцев и русских, и так далее. Как-то Куприян был в Турции и в одном музее посвященному одному из турецких владык увидел словарь составленный поляком. Это был якутско-польско-арабский словарь, составленный до революции.
Питер тоже знал немало из истории: сообщил что первый торговый путь с Юкона на восток Российской Империи был проделан не русскими, а тлингитами - юконско-аляскинскими аборигенами, представителей которых мы встретили этим вечером.
***
Вечером немец, русский и два якута поехали в гости к индейцам. К этому моменту восприятие индейцев у меня было весьма ограниченное - пьющие бездомные с пустыми глазами на улицах Вайтхорса. Зашли в обычный канадский дом, "индейскими" были лишь картинки на стенах. В общем, есть такие представители местных племен что живут совершенно так же как остальные, не в резервациях, с машинами, детьми, домами и т.п. И таких много.
Куприян всё говорил насколько северные народы духом похожи, имея ввиду и шведов и норвежцев. А тлингиты соглашались. Дети пришивали пуговки к одеялу которое на церемониях накидывают на спину и ходят в них кругами. Якуты пришили парочку, а тлингиты сказали что этим самым они поделились Духом и, когда их дочка будет танцевать в этом одеяле, якуты будут танцевать вместе с ней. Якутам это откровение очень понравилось. Тлингиты спели две песни бья в барабаны. Якуты спели три, Куприян одевал маски и пел разными голосами, дети сбегались при звоне хомуса.
Рассказывали как в 93м году был съезд Великих Племен в Якутии, Степан посмеялся, добавив "умирающих племен", и попросил не переводить. Оказалось одна из присутствовавших женшин, нынешний вождь племени, была на этом съезде в городе Якутске и уже встречала Куприяна. Он же её не признал, но как артист прикинулся что признал. В 76м в Монреале проходили Олимпийские игры, якуты рассказали что чемпионом по панкратиону тогда стал якут из деревни Степана, а Питер как раз на той олимпиаде соревновался в финале по гребле. Казалось все сказанные этим вечером мелочи имели прямую или косвенную связь с другими сказанными мелочами.
Тлингиты рассказывали как была война между ними и русскими. Форт в Ситке в Аляске несколько раз был ими взят, но из-за того что их оставили другие племена в определенный момент русские крепость отвоевали.
Степан много рассказывал про прошлое Якутии, про свое детство, про военные годы. Он то подскакивал вспомнив что-то веселое, то его глаза незаметно наливались влагой. Такое было ощущение что столько в нем историй было. Рассказывал про то что в 19м веке многих неугодных российскому государю высылали в Якутию, с семьей, давали мешок пшеницы и уезжали. На каждые двадцать - тридцать километров садили вот такие семейства. Весной, они должны были успеть вырубить лес для посева и начать жить с нуля, найдя при этом общий язык я якутами которые не говорили по-русски. Так начинали строиться "ямщицские" деревни. Якуты приселялись. При этом сами ямщицкие дети выдавались за соседних, за своих - никогда. Эти роды до сих пор живут в Якутии - русские которые по-русски умеют только материться.
Как-то раз отца Степана осудили и отправили на каторгу, но потом узнав что он болен чем-то нехорошим и неспособен долго работать, отпустили домой. До дома было триста километров. Дали денег, на которые он купил хлеб, ружье и двадцать патронов - на столько хватило. Шел до дома пятнадцать дней. Каждый день стрелял зайца, половину съедал, половину - на завтрак и так далее. Дошел до дома с пятью патронами.
Питэр в определенный момент вспомнил историю про то как какие-то исследователи застряли в Сибири, в поисках мамонта. Наступила зима, дороги засыпало. Пока зимовали, нашли мамонта. Кушать нужно было, и питаясь мамонтом, они дожили до весны. И тут Степан рассказал что таких случаев в Якутии много и что даже один знакомый его писатель ел мамонта, говорил что мясо больше вкуса не имеет. Совсем как трава.
***
На выступление мы приехали заранее. Первой выступала женщина-тлингитша, которую якуты уже встречали в Якутске, но не помнили. Она рассказывала сказки про сотворение мира, про воронов, волков. Вторым выступал местный англоязычный поэт, читал свои стихи о морозе, опять же воронах и волках. Третьими вышли на сцену якуты и выступали дольше всех, по-якутски, но несмотря на то что язык был непонятен, весь зал замер. Было ощущение что воздух вибрировал.
До выступления, Степан бродил за занавесом в смешной шубе надев капюшон, а когда вышел на сцену, сразу снял и унес обратно за сцену. Выход был эффектным.
Готовясь к выступлению, он время от времени подходил и рассказывал истории. Когда ему ставили голос в школе Малого Театра в Москве, его учитель рассказывал как он в своё время бегал в Большой на репетиции Шаляпина. Шаляпин смеясь спрашивал - а не бегает ли он за тем чтобы украсть его голос. Шаляпин показывал ему свою глотку широко раскрыв рот. Его нёбо было необычайно высоким. Учитель Степана говорил что у хорошего певца и пятки вибрируют во время пения.
Куприян же перед выступлением бегал вокруг да около размахивая веником из хвоста белой лошади, и приговаривал "вайт хорс". Как-то подошел и начал рассказывать про три мира: мир людей, демонов и божеств. Говорил что темные силы всегда готовы увлечь человека, а светлые никогда не навязываются - человек сам приходит к ним. Исполненный ими отрывок из эпоса был о том как демон украл женщину из царства людей, воин пытался её найти, но никак не мог войти в темное царство. Только когда он обратился к шаману, тот ему показал чо да как.
Во время выступления, Степан всё время сидел на стуле и читал строки которые знал с детства. Лишь сегодня он рассказал про то как он их так хорошо выучил. Он никогда не был народным сказителем. В детстве когда в их якутские сёла в тайге приезжали русские с колхозов ловить рыбу сетями из подо льда, он уже знал часть эпоса выучившись у сказителя-отца и рассказывал понемногу этим колхозникам, за что ему давали кусочек мороженной лепешки. Вот так и выжил, лет шесть-семь ему было.
Куприян, во время выступления, менял костюмы и пел разными голосами, изображая то воина, то демона, то женщину.
После концерта поехали на ужин к артистам. Много говорили, в основном об охоте. Питер рассказывал как шесть недель он один жил далеко в Юконе, среди медведей, про то как они его не трогали. Якуты рассказали в ответ следующее. Медведь у них считается дедушкой - существом от которого пошли люди. Технически, есть его нельзя. Поэтому перед тем как есть медвежье мясо, они говорят "карр", якобы становясь вороной, и только тогда едят. Таким образом, едят медведя не они, а вороны.
Чем позже становилось, тем детальнее и техничнее становились разговоры. Канадский и якутский охотники - Питер и Степан долго говорили о структурах патронов, затворов, черном порохе, немецких, российских и американских моделях оружия.
Степан - весьма скромный мужик, но этим вечером нечаянно сказал что играл во многих советских фильмах. Главная роль у него была в фильме - "Срочно. Секретно. Губчека", был там главным чекистом. Вторичную роль играл в "Семене Дежневе". Сегодня рассказывал как в глубокой молодости когда он еще учился в Москве, собрали группу актеров с восточными лицами и увезли в автобусах в Андронниковский монастырь, затем их нарядили в монгольские доспехи. В углу молча сидел какой-то священник. Это был - Солоницын, а фильм - Андрей Рублев. Там есть сцена где сумасшедшая ест сырое мясо, а несколько монголов над ней смеются, один из них - Степан. Иногда он шутит, мол, у Тарковского снимался.
Сегодня был день "открытого микрофона" сразу в двух местных учреждениях: кабаке и церкви. Первым делом пошли в кабак. Любой мог прийти и сыграть пару песен, Куприян исполнил несколько цыганских романсов. В церкви было намного больше интересных музыкантов. Якуты были приняты на ура. Всем очень понравился хомус, с параллельными звериными криками из тех же уст Куприяна.