В Петербурге своей школы модерна не было! Поэтому местные архитекторы заимствовали идеи из других художественных центров...
Такова основная и простая мысль источников по истории стиля. Такому элементарному подходу следуют и любители архитектуры прекрасной эпохи. Съездил в Хельсинки увидел настоящий северный модерн! Вывод из отчетов о поездке в столицу Финляндии.
Действительно на первый взгляд у многих домов Петербурга легко находятся своеобразные прототипы в бывшей провинции Российской империи. Примеры настолько очевидные, что кажется и обсуждать их не стоит. Вот к примеру дом Капустина петербургского архитектора Бубыря и дом Sirius архитекторов Худмана и Васастьера
Финское здание построено в 1905 Алексей Федорович Бубырь окончил свою постройку в 1907! (а по другим данным в (1912)) Как минимум двух летний проигрыш критичен для стиля чья история укладывается в 30 лет.
Да что говорить! Алексей Федорович известен как певец угла. Почти каждое из его зданий это своеобразная хрестоматия о том как думающий архитектор может взорвать пространство казалось бы банальной угловой частью и надо же не устоял…. .
Композиция здания Sirius
Композиция здания Sirius проста и повторяет найденный в французском модерне принцип "Башня решает все". Подобная схема является традиционной для архитектуры Хельсинки. Ее основная идея состоит в том, что здания может иметь любой размещение архитектурных элементов если на углу стоит башня. При этом башня может быть сформированна отдельным объемом, который не связан или плохо связан с остальным объемом здания.
В нашем случае основной объем здания представляет собой традиционную трехчастную схему с акцентированной эркером центральной осью и боковыми осями заканчивающиеся двумя щипцами.
\
Выявив основные объемы здания обратимся к силам, которые удерживают башню и придают зданию слитный облик.
Для этого нам нужно отогнать грузовик на фотографии найти другое фото в интернете.
Перечислим видимые эффекты создания слитного облика:
1.Сверху башня соединена с основным объемом здания небольшим участком стены с двумя окнами.
2. Нижний ряд окон ассиметричен. Однако три крайних окна витрин одинаковы и находят отклик в группировке окон на щипце здания.
.
3. Оставшиеся три окна и въезд намеренно решены по-разному. Это создает странную игру. В классическом архитектурном прочтении это несомненная слабость и ненадежность опоры башни. Однако своеобразный создаваемый этим чередованием неправильных форм ритм как будто находит продолжение движения вверх в башню.
Интересно что нижний ряд окон сохраняет классическую пропорцию три слева три справа одно по центру, и истинная центральная ось проходит по середине въездных ворот как будто подчеркивая их "нормальное" расположение. Ворота являются своеобразной точкой напряжения откуда и начинается неправильное ритмичное движение окон. Отметим что последний прием является наиболее не стандартным и оригинальным на фасаде здания Sirius.
Композиция здания Бубыря
Прежде всего следует решить вопрос с башней. Ведь в здании Бубыря она тоже есть?)
А давайте ее уберём! Смотрите как погрузнело здание из Финляндии и как стойко перенесло лишении петербургское здание. В чем причина? Давайте разбираться! Для начала вернем дому Капустина башню и привычное расположение.
А
Не пугайтесь, на последней фотографии здание до реставрации. Зато можно представить оригинальный вид, конечно учитывая временные изменения.
Теперь ответим на самим себе заданный вопрос. Причина конечно в композиции фасада. И вот ее основные особенности.
1. Башни у дома Капустина нет. Есть Щипец, который формирует иллюзию ее наличия. Достаточно попытаться отделить объем башни от основного фасада. Получится что фасад здания и башня занимают половину здания. Где вы видели настолько массивные башни?) А что же это тогда на углу спросите вы? А это иллюзия, которую, не побоюсь глупых слов, соткал Гений Бубыря из двух щипцов и других мелких штрихов, и оттенков. Иллюзорность и сказочность происходящего одна из любимых забав стиля модерн. Здесь она основана на простом представление зрителя о том, что все что вздымается вверх с краю здания - это башня. Давайте построим центральную ось
Симметрии в здании конечно нет. Но смотрите сколько всего происходит вокруг, тут и начало щипца, несомненно самого яркого и крупного объема фасада, боковая грань единственного эркера и предсказуемый, но согласитесь! сколько оттенков в этой предсказуемости, центральный вход здания. Кроме того центральная ось режет слитую композицию балкона с эркером на две исходные части.
2. В статье о особняке Форостовского
http://arch-heritage.livejournal.com/2016582.html?thread=12877126 я отмечал важность использования третей в композиции фасадов Петербургского модерна
При попытке построить воображаемые трети оказывается, что левая не столь важна, но ее граница почти совпадает с границей центрального балкона. Правая треть имеет с одной стороны своей границей слуховое окно и центр щипца, а левой проходит по правой грани эркера. Таким образом центральный эркер оказывается окруженный двумя осями здания. Правой третью и центральной осью. Из предложенных построений можно сделать вывод о том, что в формировании слитного облика здания архитектор использовал не обычную комбинации центральной оси и правой трети. В нестандартном подходе архитектора к развитию событий на фасаде видна хорошая академическая школа и не заурядный талант.
2. Небольшое отступление. Здание Бубыря как всякий шедевр описывали много исследователей и с разных точек зрения. Часть их суждений хочется процитировать. Многообразие нюансов свидетельствует об одном -здание Бубыря своеобразный бриллиант каждая грань которого приводит к новым и новым умозаключениям. Давайте перед тем как я опять начну рисовать красные линии посмотрим на здание еще раз, а потом еще раз глазами влюбленных в эти домики людей.
.................Ось входа подхватывается эркером, переходя затем в узкое окно щипца. Вертикали - углы и эркер - подчеркнуты более светлой штукатуркой. Горизонталь карниза прерывается мощным аккордом высокой кровли над угловой частью дома. Сложный ритм горизонталей подхвачен балконами и черепичным навесом над вторым этажом.
Особенно удачна кровля, составленная из пересечения двускатной и полувальмовой кровель с дополнительной врезкой. Обидно лишь, что мансарды здесь ложные: все окна выше шестого этажа - слуховые, и за ними не жилой этаж, а чердак.
В некоторых фрагментах дома чувствуется влияние построек Мельцера на Каменном острове, щипцы явно взяты из прибалтийской архитектуры, но все это очень органично вливается в манеру Бубыря, образуя замечательное целое.................. А. Мамлыга 1993г.
Мощной динамикой крупных масс, суровой пластической силой и аффектированной остротой силуэта наделен доходный дом потомственного почетного гражданина К.И Капустина, возведенный Бубырем в 1910-1912 Г. Г на углу набережной фонтанки 159 и Климова переулка. Композиция его расчитана на восприятие издали, в панораме плавной излучены реки. Узкий ассиметричный фасад обращенный к набережной, пронизан сложным движением, которое то устремляется по вертикали то нарастает ступенчато по диагонали к форсированному завершению угла, состыкованному из щипцов и пересекающихся скатов крыш. Здесь - главный узел и кульминация всего архитектурного действия. Направляет это движение двуединый объем эркера с балконом. Сверх и по краям стена заключена в гигантскую раму из широких полос светлой штукатурки. ..................... Б.М Кириков 2003
3. Сбитые оконные оси.
При попытке прочтения выясняется, что 3 из 7 оконных окон не имеют традиционного развития вверх и либо слепо заканчиваются, либо раздваиваются, а иногда они попросту сворачивают и продолжают движение. За многообразием перипетий, а также пусть и не везде сохранившийся оригинальной расстекловкой настоятельно советую проследить.
Развитее оконных осей хорошо прослеживается вдоль двух диагоналей. Диагональ любимое измерение петербургской школы модерна!
Горизонтальные объемы фасада(балконы) развиваются по диагонали вверх и в право до уровня выступающей кровли и прорываются вверх щипцом. Вертикальные объемы фасада (эркера) по диагонали вверх в лево. Хотя на самом деле все не так и, если вникнуть в один нюанс все намного сложнее.
Слуховые окна на балконах и щипце имеют арифметическую последовательность. 3-2-1. То есть напряжение с их помощью усиливается вправо и вверх к щипцу. От большего к меньшему.
Помимо слуховых окон ряд мест фасада акцентирован архитектором при помощи создания своеобразных зон напряжения. Назначения таких зон двояко. С одной стороны, архитектор размещает их в желаемых зрителем местах. Главная их задача создание уверенности в надежности здания. Другие служат своеобразными маркерами, разделяющими участки фасада, однако они основаны на все той же уверенности зрителя в надежности здания. Таким образом создается своеобразная игра. Архитектор оправдывает ожидания зрителя но, пользуясь этими ожиданиями, решает художественные задачи, стоящие перед ним. Краткие, но яркие акценты создают множество комбинаций, которые приводят зрителя с одной стороны в растерянное состояние и даже заставляют признать их алогичными, с другой все они зримо свидетельствуют о повышенной надежности здания поскольку имеют вид подпорок, оснований и мощных балок. Взгляд остановившись на одной из таких деталей начинает искать новые и предсказуемо находит. Однако такие находки не приближают, а скорее отдаляют зрителя от понимания общей композиции.
Фактически мы имеем дело с неким эффектом отвлечения от основных сюжетных линий. Такова одна из любимых стилем модерн игр. Для большего понимания разберем один из примеров. Под основанием центрального балкона мы видим уступ, который кажется небольшим кронштейном, увеличивающим его надежность. Этот кронштейн имеет некую видимую связь с одним из ограждающих вход пилонов из грубого камня поскольку располагается с ним на одной оси. Надуманность такой связи становится очевидной через несколько мгновений раздумий.
В умелом использовании таких акцентов следует признать большое мастерство архитектора и тонкое понимание задач стиля, в рамках которого он действует. Излишне говорить, что такие детали не столь заметны из далека и так же призваны разнообразить впечатление зрителя о здании с ближних дистанций.
Главным художественным акцентом фасада служит мотив балки, прорывающийся на пятом этаже из тела здания. Видимо это место наибольшего приложения сил, рвущихся наружу. Сконцентрированная энергия этого места позволяет нам модернизировать один из рисунков предложенных нами выше.
На приведенной выше схеме видно, что два движения с разнонаправленными векторами сливаются в верху в одно общее имеющее выход на верх в щипец. Таким образом можно сделать вывод о том, что основные движения композиционных линий здания формирующих слитный облик лежат вокруг диагоналей. Внимательные читатели должны были заметить, что в наших рассуждениях мы не упоминали угловой балкон, который был надежно скрыт грузовиком. Ну что же время еще раз отогнать грузовик найти другую фотографию.
Балкон -своеобразная, но классическая лишняя деталь. Его большая принадлежность второму фасаду очевидна поскольку он находит там отклик в балконах с аналогичными перилами.
Крыша же балкона перекликается с крышей эркера и здания и создает еще одно диагональное движение.
4. Цвет и фактура.
В здании Sirius ни цвет ни фактура не акцентируют на себе внимания. Их функции стандартны. Здание двухцветно. Желтый используется как цвет стен, зеленый как цвет крыши и балкнонов. Небольшой каменный пилон у входных ворот плохо заметен и скорее служит вынужденной и стандартной деталью подтверждающей принадлежность дома к стилистике финского романтизма.
Бубырь использует в доме Капустина цвет и фактуру как средства композиции. Вся плоскость стены покрыта штукатуркой в набрызг формирующей грубый и северный вид здания. Основные плоскости композиционной игры выделены гладкой штукатуркой и покрашенны светлее. Низ здания обработан блоками камня,вступающими в своеобразную игру с вышестоящими по фасаду элементами.
Выявив основные композиционные идеи зданий нам остается сравнить их с общим художественным процесом эпохи. Так мы сможем определить место наших домиков в истории и осознание их авторами происходящего вокруг них культурного процесса.
5. Арсенал приемов использованных Бубырем оказывается очень современным искусству его времени. Фактически можно говорить о своеобразном авангарде. И даже больше о близости приемов Бубыря аванграднсой живописи и авангардной архитектуре последующих лет. Развивать здесь эту мысль не будем. Она достойна отдельной статьи.
P.s. В этот раз я решил не делать выводов из статьи и как-нибудь серьезно подумав написать их отдельно. Хотя мне кажется что они во многом очевидны.
Литература
1. Кириков Особняки и доходные дома Санкт-Петербурга
2. Сайт
bubyr.narod.ru Фотографии:
1. Интернет свободный доступ. При желании авторов уберу.
2. Собственные фото.