Поехала я как-то с группой наших, то есть из нашего города, туристов, в Иерусалим. Так-то мы просто жители, но, когда садимся в экскурсионный автобус, то уже туристы. Но это была не стандартная поездка - с посещением Храма Гроба Господня, а потом Стены Плача - обычно, именно в таком порядке.
Сначала евреи покупают освященные русским священником свечи, с благоговением разглядывают места, связанные со смертью Иисуса и трогают руками каменную плиту, где он лежал после снятия с креста, ставят свечки за здравие или за упокой - кому куда нужнее, а то и в обе подставки, шепча губами имена дорогих сердцу людей. А потом автобус подвозит (пять минут езды) к Стене Плача, точнее, к площадке, откуда до святого места рукой подать. И там евреи с тем же благоговением смотрят на Стену, трогают ее руками, втискивают в забитые бумажками щели в камнях свои записки с различными (конечно, наиважнейшими - что по пустякам Всевышнего беспокоить) просьбами, и возвращаются к автобусу притихшие и умиротворенные. И всё ведь правильно. Если Бог есть, то он везде, и под куполом Храма Гроба Господня, и над Стеной Плача, Он всюду, и отовсюду видит нас, в каком месте мы не стояли бы, и с какого места мы не просили бы Его.
Когда я в первый раз приехала в Израиль (в гости), еще в экскурсионном автобусе по дороге в Иерусалим заготовила записку, написав в ней две (очень важных для меня) просьбы, и еле запихнула маленькую, свернутую трубочкой, бумажку в найденное с трудом местечко - узкую щелку, уже почти забитую чужими записками. Обе мои просьбы были исполнены.
Уже несколько лет живя в Израиле, я, не знаю, в какой по счету раз (считать нельзя, в Иерусалим надо приезжать хотя бы раз в год) посетила Храм Гроба Господня, как обычно - вместе с группой, но для себя с вполне определенной целью. Я купила на подходе к Храму эмалевый с позолотой крестик и освятила его там. Я поставила свечку за здравие. Я долго стояла перед изображением распятого Бога и молча просила его. Крестик я отослала в посылочке в Россию и велела повесить его в изголовье. Но Бог не внял. Моя русская подруга умерла. Уж слишком тяжело она была больна к тому времени. И, наверно, слишком провинилась за свою, не слишком длинную жизнь. Она сама признала это незадолго до конца. И приняла свою смерть со смирением. Ну, значит, Он ВСЁ видит.
Ко всему этому добавлю, что я атеистка.
Да, так начала я рассказывать о другой поездке, не связанной со святыми местами, но меня в очередной раз унесло в сторону.
Мы, как обычно, с группой, состоящей, как обычно, чуть-чуть из молодежи, но большей частью из старшего возраста, поехали в Иерусалим с целью посмотреть Университет Мормонов. Еще нам обещали органный концерт.
По пути нас, конечно и опять же как всегда, завезли в CAPRIS - бриллиантовый магазин возле Нетании. Бриллиантовая Биржа является нашим постоянным спонсором - она нам удешевляет поездки, а мы у нее покупаем бриллианты.
Смешно, да? - откуда у самых бедных слоев населения, у российских репатриантов такие деньги, чтобы драгоценности покупать. Ну, бриллианты не бриллианты... но существуют еще и другие украшения - из натуральных или из поделочных камней, жемчуга (правда, натуральный жемчуг тоже дорог) и, когда безумно любезные продавщицы начинают считать скидки: эта за «группу», эта за сегодняшний день (особенный почему-то), эта - потому, что в мае (марте, августе...) по гороскопу именно на этот изумительный камень изумительно большая скидка... в итоге от первоначальной, указанной на бирочке, цены, остается в лучшем случае половина, в не очень лучшем - процентов семьдесят. Ну и как бедным, не избалованным жизнью и драгоценностями женщинам устоять? И им сразу вспоминается, что скоро грядет свой юбилей, или юбилей у мужа, а у внучки на носу восемнадцатилетие, а внук в армию идет, надо ему подарить золотую цепочку с Магендовидом, а у дочки... а у сына... а себе вот такой кулончик очень хочется, тем более аметист мой камень... а сережки вот эти, всю жизнь мечтала...
Мужья топчутся за плотно сгрудившимися спинами жен, протискиваются вперед, когда у них спрашивают совета и, что заметила, всегда согласно кивают - ну раз тебе очень хочется, что же делать. Они даже не вздыхают нисколько, только улыбаются. А всё потому, что платить не надо. Сейчас, в эту минуту не надо. Так, мелочь какую, в сто-двести шекелей. А можно и совсем ничего не платить. Только паспорт, теудат-зеут то бишь, предъявить. Ну там, оформить в кассе, подпись поставить. А уже из дома чеки прислать, расписать платеж на полгода, а если дорогая вещичка, то и на подольше можно растянуть. Сама так дважды «купилась», то себе колечко (ох, дорогое), то доченьке сережки (тоже ох). На психологию человеческую всё и рассчитано. Когда сразу не надо большую сумму выкладывать - где ее взять, большую-то, то и колебаний меньше, как-нибудь, как-нибудь выплатим, платежи небольшие, не заметим даже.
Ведь в Израиле всё на этом и построено, в смысле, вся торговля. Посулить большую скидку, уговорить, убедить, что именно без этого предмета, этой штучки вам дальнейшая жизнь будет не в радость, и для своего счастья и удовольствия вы непременно должны это купить. Ну и купили. Ну и получили свое удовольствие. Вы тоже хотите? Так поезжайте в CAPRIS, эти магазины по всей стране разбросаны, чтобы каждый житель, а особенно турист, был охвачен, не был позабыт, соблазнен был скидками, не остался без бриллиантов и прочих драгоценностей. На том и стоит торговля во всем мире, и не только в бриллиантовой отрасли. И это правильно. А то бы мы никогда ничего хорошего не купили. Когда в очередную поездку в очередной раз попадаю в CAPRIS, я брожу вдоль прилавков, стараясь не замечать тут же подбегающих продавщиц, и говорю негромко стоящим близко женщинам с жаждущими глазами: «бриллианты - лучшие друзья девушек», - (замечательное высказывание Мерилин Монро); или: «женщины должны смотреть на цветы и украшения» - это уже мое. И добавляю: «и даже иногда покупать их». Да за такие слова этот магазин должен мне подарок всякий раз давать, когда я приезжаю! Но продавщицы, в большинстве своем, не понимают по-русски, а наши женщины мне в ответ улыбаются и подвигаются ближе к прилавку... и покупают.
К чему я это всё описала? Ну, опять же из любви ко всяким впечатлениям и отступлениям, которые просто сами лезут в текст.
Да, так подойдем мы, наконец, к Университету Мормонов? И к органному концерту, который нам пообещала наш экскурсовод?
Ну ладно, уже подошли. Вернее, подъехали.
Здание впечатлило - всё светлое, воздушное и прозрачное - оттого что всё оно в больших арках, сквозь которые просматривается панорама красивейшей части старого Иерусалима. К нам вышла сухощавая немолодая женщина и стала на английском языке рассказывать об университете. Хорошо, что в нашей группе оказалась переводчица. Потом нас провели в полукруглый зал-аудиторию и посадили спиной к органу и лицом к большой, во всю стену, застекленной арке. Тоже сухощавый и тоже немолодой и тоже говорящий по-английски органист поприветствовал нас и прошел за наши спины. Так, слушая Баха, мы смотрели на простирающийся перед нашими глазами Иерусалим...
И каждый думал о своем. И каждый думал о вечном. О жизни, о смерти. Об утратах. О том, что все прекрасное закончится для нас, и здесь будут сидеть другие люди, другие люди будут слушать Баха и смотреть через прозрачную арку. А мы... А нас не будет ни здесь, ни там...
А может, я одна так думала. Не знаю. Наверное, хорошо, что мы не знаем, о чем думают другие люди. Но, полагаю, что, слушая Баха и глядя на Вечный город, невозможно думать, есть ли дома что-нибудь на ужин или потихоньку любоваться купленными блестящими безделушками. Человек всё же лучше, выше и глубже, чем нам порой кажется. Неподвижность сидящих и глубокая тишина в этой аудитории говорили сами за себя.
Да, немножко об университете. Ну, понятно из названия, что учатся в нем мормоны. Большая часть студентов и преподавателей из Америки. А центр всех мормонов - штат Юта. Язык, естественно, в университете английский. Студенты учат и другие языки - арабский, или иврит - по желанию. Но что любопытно - студентов-израильтян здесь нет и быть не может. Так как Израиль запрещает в своем государстве любое миссионерство, то есть, распространение других религий, сект и т.д. Кстати, в интернете мормоны названы сектой.
Нельзя сказать, что мы много узнали о мормонах. Даже весьма мало. Секта эта таинственная и о своих обычаях и пристрастиях доносит до обычного мира очень скупо. Если ты сам не мормон и в их братство не стремишься, то и не расспрашивай - ничего не скажут. Или почти ничего. Нам сказали только, что мормоны не курят и не пьют ничего, даже пиво. И те, кто здесь учатся, обязаны вести нравственный образ жизни. Тут же кто-то и высунулся с вопросом: а что значит - нравственный образ жизни? Не то, что не знал, не с дерева же вчера только слез, а просто подробностей захотелось. Ну, мало ли каких. Разъяснение было получено - такое, какое и ожидалось, да другого и быть не должно. И никаких пикантных подробностей тут присутствовать не может по определению. Молодые люди не должны спать друг с другом. Просто, коротко и ясно. И мне стало еще при этом предельно ясно, почему молодые израильтяне не учатся в этом университете. Да даже если им государство и разрешит, они сами не пойдут сюда ни за какие коврижки. Потому что в их головах (и в других, более важных для этих целей местах) секс на первом месте. На первейшем! Судя по различным, очень тематическим исследованиям, они думают ПРО ЭТО каждые семь минут. Это ж сколько времени уходит за день на эти думы! Про ночи говорить не будем, там уже думать некогда. Когда полетел первый израильский космонавт - семейный, между прочим, мужчина, - среди вопросов, которые ему журналисты задали перед полетом, был такой: «А как же вы обойдетесь без секса целых две недели?». Не помню, что он ответил, кажется, просто от ответа увильнул. А мог бы сказать типа - мысленно буду заниматься. Правда, я думаю, что подобный ответ журналистов бы не смутил. Последовал бы следующий вопрос: «А сколько раз в день?».
Так что молодым израильтянам в этот университет не поступать. Кишка тонка. Кроме того, у мормонов многоженство. Не у студентов, конечно, а у тех, которые уже выучились и являются настоящими мормонами. Чтобы содержать несколько жен (даже две - и то нагрузка! - материальная и физическая), надо много трудиться. Не то что просто трудиться - пахать надо. А чтобы молодой израильтянин пахал?! Скажете тоже. По-моему, самый тяжелый труд для него в жизни - это армия. Потому что после армии он отправляется на целый год (!) в путешествие. То есть так устал, что год должен отдыхать после двух лет службы, неважно какой, выпавшей на его долю, обременительной или не слишком. И он возвращается после Индии, Непала, или другой экзотической страны еще более загорелый и здорово отдохнувший, научившийся курить травку или что покруче, и познавший и прочувствовавший совсем иную экстремальную жизнь. Теперь - учеба в университете (не в этом!), а чаще работа, и частенько нелегкая. Надо заработать на колу, чипсы, девушек, гамбургеры, дискотеки, кроссовки. Ну и в процессе жениться. На одной, разумеется. Во всяком случае, в данный временной момент. Так что, между израильтянином и мормоном - пропасть бездонная. Примерно, как между между коренным израильтянином и свеженьким репатриантом, не знающим еще ни «А» ни «Б» в новой жизни.
После прекрасного органного концерта и прогулки возле университета с любованием окрестностей, нас привезли в лес погулять. Лес действительно оказался лесом, ну почти лесом. Под ногами не каменистая земля, смешанная с песком и с высохшей сосновой хвоей, а густая зеленая трава. Клевер цветет, цветут мелкие беленькие и желтенькие ромашки. Хотя здесь они не ромашки, а как-то иначе называются. Ну какая разница, главное, много зелени и цветочков. «Смотрите, крапива!» - восклицает одна женщина. Почему-то в Израиле мало крапивы, а если попадается, то вот такая - маленькая, свеженькая, и то только ранней весной. «Можно щи сварить...», - мечтательно продолжает она. «Ну да, - говорю я, - больше ведь не из чего...». Сквозь общий смех добавляю: «Да-а, ностальгия вещь очень многообразная...».
Нагулявшись, надышавшись и насмотревшись с высокого косогора на прекрасную панораму, возвращаемся к автобусу и едем домой. Будто бы в этот раз экскурсия не была уж очень разнообразной и вместила в себя не много объектов, но осталось такое впечатление, что мы столько видели, много узнали и отдохнули как никогда. После каждой поездки, как бы мы ни устали и как бы ни гудели ноги, кажется, что это был замечательный отдых, что мы видели и посетили такие места, которые вам и не снились - вам, которые всего этого не видели и не знаете о потрясающем разнообразии и необыкновенном очаровании маленькой и так много вмещающей в себя нашей страны.
А Иерусалим... В одном названии звучит музыка. Сейчас мне кажется - именно органная. Потому что она всегда торжественна и величава. Как и сам город Иерусалим.
------------------------------