Ты - женщина, и этим ты права.
От века убрана короной звездной,
Ты - в наших безднах образ божества!
(Валерий Брюсов)
Повесть Валерия Брюсова «Последние страницы из дневника женщины» - абсолютно несценична. Это - монолог, это - исповедь женщины. Не какой-то особенной, а совершенно обычной женщины, коих и в начале ХХ века, и сейчас, в начале XXI, можно повстречать буквально на каждом углу. Женщины, которая, также как и все, хочет только одного - любить и быть любимой, а если не любимой, то хотя бы нужной кому-то, неважно кому. И все страдания ее именно от невозможности быть любимой, счастливой, несмотря на обилие мужчин вокруг.
Наталия, Наташа, Nathalie, Талия - это все она - Женщина. Да-да, именно Женщина, с большой буквы. Актриса Театра на Покровке Наталья Гребенкина показывает нам свою героиню именно такой, Настоящей Женщиной, способной перенести и выдержать всё, кроме одного - предательства. А предают все вокруг. Муж убит - предал. Любовники - один убил ее мужа, второй - застрелился. Оба предали. Но она ведь Настоящая Женщина, поэтому она выдержит и это. Поплачет, как все женщины, но уже через пять минут будет улыбаться и жить дальше.
Режиссер Андрей Максимов поставил перед собой очень нелегкую задачу - воплотить на сцене дневник, со всеми мыслями, чувствами, желаниями и мечтами, которые только способна записать женщина в красивую тетрадочку с цветной обложкой. Как и всегда, Максимов сам сделал инсценировку повести, возможно, не совсем удачно исключив некоторые, на мой взгляд, очень нужные и сильные сцены.
Таким образом, на сцене Театра на Покровке в спектакле «Последние страницы из дневника женщины», остался один настоящий персонаж - Женщина. Остальные герои, словно бесплотные тени, кружатся вокруг нее, приближаясь, отдаляясь, сталкиваясь, как мотыльки возле мерцающей ярким светом лапочки. Они как плод ее воспоминаний, которые она притягивает и тут же отталкивает, боясь того, что эти эфемерные существа могут нарушить ее - чисто женскую - ауру.
Женщина мечется между двумя своими любовниками, не думая ни об убитом муже, ни о следователе, ведущим дело об убийстве, ни о своей кузине Лидочке, не осознавая, как больно она делает последней, преданной ей как верная собачонка своему хозяину. Ну, разве виновата она, что не встретила одного-единственного, способного совмещать в себе всю страстность, мужскую злость и порывистость художника Модеста Никандровича Илецкого (Александр Смирнов), и наивность, молодость и юношескую горячность мальчика Володи (Евгений Булдаков), способного умолять ее - женщину - о любви на коленях? Разве виновата, что оба хотят обладать ею целиком, полностью и без остатка, а она не готова отдать себя ни тому, ни другому? Нет! Она не может быть виновата, потому что она - Настоящая Женщина.
Она смеется и плачет, она кричит, злится и танцует, снова смеется и снова плачет. Она идет гулять по ночным улицам, встречая на них непонятных, кошмарных людей, но бродит всю ночь до утра.
Она ненавидит свою мать, проклиная свое детство, отрочество и юность, но вспоминает о прошлом с улыбкой. Она обвиняет мать в том, что воспитала ее развратной женщиной, и тут же едет к Володе - предаваться разврату. А на следующий день - с Модестом за город. Она - Женщина, и ей хочется любви, восхищения, страсти.
Она страшится признания Лидочки (ее по очереди исполняют трогательная Наталья Фищук и строгая Наталья Фенкина) о ее влюбленности в себя, и тут же бросается обнимать ее, уверяя в своей к ней любви.
Она уверена, что не виновна в смерти мужа, но трепещет и дрожит перед непроницаемым лицом следователя (Сергей Чудаков), преследующего ее на протяжении всего спектакля, и задающего страшные и непонятные для нее вопросы.
Она говорит, что согласна быть игрушкой в руках мужчин, но сама умело играет ими - до поры до времени.
Она искренне шокирована арестом Модеста за убийство своего мужа и самоубийством Володи. Она тиха и безмолвна при аресте Модеста и мечется в агонии, читая прощальное письмо Володи. Но это временно, это пройдет.
Она (по совету следователя) уезжает на юг Франции вместе с Лидочкой, но лишь для того, чтобы скоро опять вернуться и начать все с начала.
Она стонет еле слышно и страдает молча. Она смеется и плачет - всё разом. Она чувствует себя причиной гибели троих мужчин, но никому не признается в этом, даже самой себе.
Она способна пережить всё. Потому что она - Настоящая Женщина.