В Евангелиях есть нечто, что как будто противоречит самой идее нашего профессионального священства.
Апостолы, на которых сошла в день Пятидесятницы благодать священства: как мало они похожи на профессиональных пастырей в современном понимании! Они вплетены в самую ткань жизни, погружены в неё. Их священство не отгорожено от мира ни стенками интеллектуальной колбы, ни сложными поэтико-музыкальными мистериями, ни сакральным бытом. Они в самом деле "вмешаны" в мир, как закваска бывает вмешана в тесто.
Есть такое мнение, что апостол Иоанн происходил из священнической семьи. Я не вполне помню, как автор строил аргументацию (кажется, там был и лингвистический анализ четвёртого Евангелия, и ещё что-то), но даже самый тот факт, что в ночь на пятницу Иоанн смог последовать за Христом до внутреннего двора, а потом ещё и "протащить" за собой Петра, показывает, что он в самом деле был знаком с людьми первосвященника.
Да, но ведь отец Иоанна был рыбаком - как же он мог одновременно быть священником, или хотя бы даже быть знаком с ними? Вот в том-то и дело, что, похоже, очень даже мог. Священники служили в храме по сменам, участвуя в богослужениях только 2 недели в году. Остальное время они должны были зарабатывать себе на хлеб каким-то другим способом; и хотя, наверняка, кто-то оставался при храме, или хотя бы в Городе, многие (а может быть и большинство) уходили обратно в свои селения, чтобы заниматься самым прозаическим трудом. Это были не просто "религиозные люди", не фарисеи (сапожники и плотники), а профессиональные, потомственные, служащие священники, - и при этом большую часть времени они возделывали поля, пасли скот, или ловили рыбу. Ничем не отличаясь от своих соседей; ну разве что тем, что по субботам читали некие особые молитвы в синагоге.
Эта вовлечённость в жизнь в ещё большой степени была свойственна апостолам. При всей их оторванности от мира, при всём самопожертвовании, они не удаляются ни в пустыню, ни в элитарность. Павел пишет в послании к Фессалоникийцам, что проповедуя Благую весть, он работал день и ночь. Возможно, это в буквальном смысле значит, что он проповедовал на работе; что он, вместе со своими спутниками, нанялся на работу, чтобы проповедовать в гуще людей, чтобы быть вместе с ними, и жить как они. Но при этом апостолы не смешиваются с толпой; они словно перпендикулярны миру. Как ткань, в которой нить пересекает основу, открывая тем самым новое измерение. Они живут Небом, Царствием (Царствованием) Божьим, но при этом не одеваются в одежду отделённых, не образуют закрытых профессиональных цехов, и не уходят в горы. Они полностью в мире - и в то же время полностью вне его. Они не погружены, но и не оторваны от своих сограждан, а именно что "перпендикулярны" - здесь, и в то же время нигде.
Вот знаменитая цитата из послания к Диогнету: документа, написанного лет на 150 позже евангельских событий, но всё ещё дышащего молодостью церкви:
Христиане не различаются от прочих людей ни страною, ни языком, ни житейскими обычаями. Они не населяют где-либо особенных городов, не употребляют какого либо необыкновенного наречия, и ведут жизнь ни чём не отличную от других. ... Но обитая в эллинских и варварских городах, где кому досталось, и следуя обычаям тех жителей в одежде, в пище и во всем прочем, они представляют удивительный и поистине невероятный образ жизни. Живут они в своем отечестве, но как пришельцы; имеют участие во всем, как граждане, и все терпят как чужестранцы. Для них всякая чужая страна есть отечество, и всякое отечество - чужая страна. Они вступают в брак как и все, рождают детей ... Они во плоти, но живут не по плоти. Находятся на земле, но суть граждане небесные. ... Они любят всех и всеми бывают преследуемы. ... Они бедны, но многих обогащают. Всего лишены, и во всем изобилуют. ...
Словом сказать: что в теле душа, то в мире христиане.
Могут ли в наши дни священники (а тем паче - монахи), сохранив свою отрешённость, одновременно добиться такой же вовлечённости в жизнь, такого же взаимопонимания с нами? Не мешает ли формальная отделённость "от мира" достижению настоящей свободы? Я задаю этот вопрос не риторически - не о тех, кто уходят в очевидную этнографию, в "религиозность", в крещение ртов и церковнославянизацию бород. Но пусть даже хорошие, самые лучшие батюшки. Могут ли они понять свою паству, если они не зарабатывают - а зачастую и никогда и не зарабатывали денег как программисты, клерки, продавцы, рыбаки, изготовители палаток? Нет, бесспорно, есть люди талантливые от Бога, которые и в 21 год, и даже никогда не будучи женаты, с самого начала всё понимают. Но не мешает ли это тем, у которых нет такой врождённой мудрости?
Апостолы, да и вообще христиане, - это десантные войска, вброшенные в мир с определённой целью. И как десантнику не следует бегать по дорогам, волоча парашют за спиной, так и христианин вряд ли добьётся многого, если будет пытаться имитировать отделённость от мiра. Если будет, в конечном итоге, предпочитать создание параллельного мiра - преображению этого, а "воцерковление" - обожению.
Конечно, священство - это образ Христа - но ведь даже Исус учил только в продолжение трёх лет Своей жизни. Ровно одну десятую Своего времени! По человеческим меркам почти всю жизнь Он провёл плотничая, где-то в деревне... Пусть ведя службу в храме, ту же десятую часть своего времени, священник будет для нас как бы ангелом, но в остальное время - пусть будет человеком, как Христос им был. Даже три года проповеди Христа, со всеми их знамениями и чудотворениями, - тем ведь самым и были удивительны народу, что Исус не носил одежды из верблюжьего волоса. Он был "свой парень", - и в немалой степени именно поэтому когда Он говорил то, что "свои парни" обычно не говорят, - это поражало до глубины души.