Leaving the Priesthood

Nov 16, 2010 10:31

Вдруг, совершенно случайно, наткнулся вот на такой сайт:
"Оставляя Священство"
http://www.leavingthepriesthood.com/

На английском языке, о католических священниках, оставляющих сан и уходящих в мир. Там много материалов, причём хорошо, вдумчиво составленных, поскольку автор сайта - сам такой, полюбивший и женившийся, но при этом не расплевавшийся с церковью, а сохранивший любовь к ней. В результате, редкий случай, когда нет ни чистого обелительства, ни очернительства, а просто некое собрание грустных материалов; в большинстве случаев "мимо" прямолинейных оценок типа "хорошо/плохо" или "чёрное/белое".

На всякий случай переведу два маленьких кусочка, про наиболее очевидные, но потому и наименее приятные для обсуждения темы. Перевод очень топорный, недословный и несплошной, но уж не обессудьте.

    Целибат и священство

    Дети, пережившие сексуальное домогательство, - не единственные жертвы сексуального кризиса современной церкви. Каждый служащий священник является такой жертвой. Помню, как ещё в сане я шёл однажды по магазину, и мать, заметив мой священнический воротничок, вдруг притянула ребёнка поближе к себе при моём приближении. Переживать такое - больно, и это имеет самое непосредственное отношение к клейму целибата.

    Обязательность безбрачия приводит к тому, что священство начинают воспринимать преимущественно как сексуальный вопрос, а внимание к личной жизни священника просто зашкаливает. Когда типичный мирянин встречает священника, он видит в нём прежде всего безбрачного девственника, а в голове у него немедленно начинается примерно такой внутренний диалог: "Ишь, неужто он в самом деле девственник? Интересно, а что он делает, когда ему хочется? А может он гей? Наверное он много мастурбирует... Боже, надеюсь, он не педофил!" Если священник симпатичный, то миряне думают о нём как об "Отце-эх-зря-добро-пропадает". Если страшненький - "Неудивительно, что он пошёл в священники". Если вы полагаете, что эта увлечённость сексульной стороной жизни - лишь черта нашего времени, то вы ошибаетесь. Это всегда было так, просто сейчас люди легче и охотнее обсуждают такие темы. Факт в том, что целибат по-прежнему делает особенности сексуальной жизни главным отличием священника от мирянина, и заставляет людей воспринимать священника в свете этих особенностей. И священники страдают - в наши дни больше, чем когда-либо, - потому что они не "целибаты", они - люди!

    О священниках-гомосексуалистах

    Вот отрывок из письма одного священника:
      Когда мне было четыре года, я уже знал, что я гей, хотя в то время и не мог ещё отчётливо описать это словами, и уж тем более - объяснить это кому-то другому. Я думал, что все кругом чувствуют так же, как и я; и только постепенно, взрослея, и, затем, наблюдая за другими детьми в школе, я стал медленно понимать, что отличаюсь от них. Одноклассники тоже видели это, ведь, уже достигнув определённого возраста, я не заводил, и не испытывал никакого желания заводить «подружку». Естественно, с раннего детства я был излюбенной мишенью для шуток. С другой стороны, став алтарником ещё в нежном семилетнем возрасте, я вдруг почувствовал глубокое уважение, с которым относились ко мне взрослые прихожане, - уважение, которого я никогда не знал прежде. Когда я сказал своим одноклассникам, что подумываю о священстве, меня стали дразнить заметно меньше. Теперь, по крайней мере, они понимали причину, по которой я сторонюсь девчонок. ...
    Большой процент Римо-Католических священников - гомосексуалисты. И тут нечему удивляться. Как свидетельсвует об этом автор вышеприведённого письма, уважение, которым пользуются целибатные священники, становится сильным стимулом для мальчишек, затравленных сверстниками из-за их гомосексуальных наклонностей, которых, порой, они сами ещё не вполне осознают. ...

    Но есть и ещё одна причина, по которой священство так привлекает геев: они в самом деле становятся очень хорошими священниками! За 15 лет моего служения, я пришёл к выводу, что гомосексуалисты, как правило, оказываются наиболее одарёнными пастырями и успешными проповедниками. Я научился глубоко уважать их. Многие из них, хотя и не все, придерживаются при этом вполне девственного образа жизни.

    С момента поступления в семинарию, и в течение всего срока священства, тесная дружба с женщинами становится нежелательной, и чуть ли не скандальной, в то время как дружба с мужчинами, конечно, вполне допустима. Священник, отправившийся пообедать с женщиной, немедленно вызовет любопытство и пересуды, но он может жить в одном помещении с другими мужчинами, или отправиться в отпуск вместе с другим священником - и никто ему слова не скажет. ...

    Я ни в коем случае не хочу сказать, что преимущественно мужское окружение делает людей гомосексуалистами. Однако вполне понятно, что в таком окружении гомо- или би-сексуальный человек будет чувствовать себя намного комфортнее чем гетеросексуал.

    Но в любом случае, какова бы ни была сексуальная ориентация священника, основная проблема состоит в том, что церкованя иерархия не способна иметь дело с человеческой сексуальностью сколь-нибудь эмоционально адекватным образом. Их официальный взгляд представляет собой образец мышления, восходящего к блаж. Августину, согласно которому сексуальное - по определению нечисто и оскверняет священника. Корень проблемы - в этом болезненном, средневековом подходе к вопросам пола, и на нём же основана вся теория обязательного целибата.
К счастью (не могу подобрать лучшего выражения!) православной церкви это касается, всё же, намного меньше, чем римо-католической. К счастью, у нашего священства (а значит - и у наших мирян, в их восприятии, в их взаимоотношениях с приходскими священниками) намного больше свободы и - главное - здорового, прагматичного, трезвенного подхода к антропологии, к предназначению и устроению человека. Мы - в среднем - значительно менее дуалистичны. Но, всё же, кое-какие параллели имеются...

боль, пол, церковь, люди, ссылки

Previous post Next post
Up