Религия наоборот

Apr 22, 2012 23:14

Вообще, если задуматься, то каждая разработанная религиозная традиция неизбежно распадается на два "крыла" - на "высокую" религию, и на "народную". И эти две не столько друг в друга плавно переходят, сколько прямо противоположны. Первой вторую жалко, потому что вроде как тоже люди; и немножко лестно и приятно, потому что вроде как единоверцы; и ещё ( Read more... )

боль, алогика, церковь, люди

Leave a comment

Comments 73

zkuzko April 23 2012, 03:25:58 UTC
Как сказал один мой друг, скоро к православным в России будет примерно такое отношение:
- Мы православные!
- А мы дрочим!
Уже совсем недавно одна московская известная православная писательница, выступая перед студентами пошла по оправдательной линии, описанно вами. Причем студенты ее особо не спрашивали, она сама начала объяснять, что в деле Диких писек надо предпринять интеллектуальное усилие и понять, что есть собственно Церковь (белая и пушистая), а есть люди, которые от ее имени делают неправильные и мощные заявления.

Reply

komelsky April 23 2012, 03:29:45 UTC
Да это очевидно. Я отлично помню как сам был в России православным неофитом несколько лет назад. И понимаю, что сейчас мне пришлось бы мно-ого больше объяснять. Ой много больше.

Reply

leptoptilus April 23 2012, 06:53:54 UTC
Да, и интересно, кстати, что за люди сейчас приходят, которые не из ваххабитов, а настоящие. Вот уж у кого закалка будет, если дойдут.

Reply

komelsky April 23 2012, 12:27:41 UTC
Ой, не знаю. Приходят ли. Мне кажется - или обвахаббитятся, или образуют тайных квакеров. Надо бы срочно им делать отдушину, чтобы хоть имя было, чтобы можно было себя назвать, с чем-то идентифицировать. Чтобы легче отвеачать на вопрос об уповании, знаете ли.

Чем православие в Америке удобно - единственное чем удобно - так это тем, что, будучи диким и этнографическим, оно, по крайней мере, очевидно не-фундаментализм. Не-религия-республиканцев by default. Мол, "мы молимся на арабском" - хм., может быть вы как евреи - хоть и религиозные, но всё равно умные?

В этом смысле необычное имя - помогает.

Reply


kotovski April 23 2012, 04:11:51 UTC
Хорошо излагаете! А что такое шмеманизация? Имя Шмемана слышал, но не более.

(Я вот считаю, что у религии не две, а три стороны: монашеская, государственная и народно-крестьянская, но в связи с исчезновением крестьянства две последние стороны слились в одного двустороннего зверя)

Reply

mikhail_bar April 23 2012, 07:11:56 UTC
Шмеман - это пароль.

Reply

kotovski April 23 2012, 15:49:07 UTC
:)

Reply

komelsky April 23 2012, 12:22:16 UTC
Да, Шмеман - это пароль. Это такой хороший дядька, священник, богослов. Я его богословские книги читал, но не помню, впрочем, особо. А пароль потому, что многие люди читали его дневники, обычные человеческие дневники. И там он много жалуется на религию как злого близнеца, паразита веры. Для него "религия" - это ругательное слово; всё, что обволакивает Христа, прячет Его в душный субкультурный мирок. И в этом смысле - вполне себе пароль =)

Reply


mikhail_bar April 23 2012, 05:57:28 UTC
классно написано.
есть для православных еще один путь - эмигрировать,
там в удалении вроде не так все густопсово.

да - можно ли этот текст разместить в сообществе christ_civ

Reply

leptoptilus April 23 2012, 06:55:52 UTC
Там русские клубы очень часто, тоже не айс.

Reply

mikhail_bar April 23 2012, 07:13:13 UTC
имел ввиду большой плюс оторванности от почвы,
помогающий делать что-то вроде того,
что пытался делать владыка Антоний.

Reply

leptoptilus April 23 2012, 07:28:53 UTC
Не уверен, что это всерьез работает. Для меня как раз историческая неудача дела вл. Антония подтверждение принадлежности православия к этнокультурным конфессиям, которые в отрыве от почвы не выживают. Альтернатив, кроме католичества, не вижу, честно говоря. Или нужно ударяться в исихазм, здесь православие катит вполне. Невесело это все.

Reply


hungarez April 23 2012, 06:50:39 UTC
спасибо

еще американские специалисты по religious studies разработали концепцию о двух модусах религии. первый модус -- религия локативная, привязанная к месту и к постоянному воспроизводству собственных стандартов. второй модус -- религия утопическая, вселенская, не имеющая конкретного места и склонная к преодолению границ.

в принципе противостояние условно "народной" и "ненародной" традиции можно объяснить в этих терминах

Reply

komelsky April 23 2012, 12:24:18 UTC
Да, это похоже. Я не слыхал об этом, но, очевидно, это о том же самом люди пишут =)

Reply


poliment April 23 2012, 08:28:40 UTC
Как-то так... Христос воскресе!

Reply

komelsky April 23 2012, 12:24:33 UTC
Воистину воскрес! =)

Reply

poliment April 23 2012, 12:45:33 UTC
куча коментов в моем перепосте у меня. велкам:)

Reply


Leave a comment

Up