Во время президентской предвыборной кампании 2023 года в Турции главный оппозиционный кандидат Кямал Кылычдарголу публично признал, что является алевитом. Плюс буквально за месяц-два до этого на турецком были опубликованы результаты масштабного исследования религиозности Турции. Что заставило меня немного погуглить эти темы и для себя их немного структурировать. Турция считается гомогенным мусульманским государством, в котором доминирует суннитский ислам. Согласно официальным формальным данным 99,8% жителей Турции - мусульмане. При этом все значительно сложнее.
По опросам около 4% населения называет себя атеистами. С суннизмом тоже не все так однозначно. Согласно опросам, все меньшее число молодежи продолжают считать себя мусульманами. Если у людей старше 35 лет это число колеблется между 85% и 90% (а сюда попадают и атеисты, и христиане, и, как мне, кажется - и часть алевитов), то в интервале 18-24 лет вообще лишь две трети считает себя мусульманами, а 20% не уверенных - это скорее значительное число тех, кто просто не решается (возможно даже для себя) четко признать, что ислам для них не важен. При этом с суннизмом все еще интереснее - среди молодежи менее четверти считают себя суннитами. Сюда попадут и все мусульманские и пост-мусульманские ответвления, и так называемые «кораниты» - не слишком многочисленное движение против традиционного духовенства, считающие что каждый должен изучать Коран самостоятельно и отвергающие предание (сунну; не путать с ваххабитами и салафитами; эдакие исламские протестанты), и еще более многочисленные «внеденоминационные» мусульмане, которые говорят, что я «просто мусульманин» и не слишком активно практикуют собственно жизнь по Корану. Более того, имеющие свои общины и специфику гюлениты как раз активно называют себя суннитами, поэтому процент людей, которые находятся под фактическим окормлением Диянета (Управления по делам религии, чей председатель считается Верховным муфтием Турции, и которое ныне является очень крупной бюрократической организацией «по духовным делам», которая контролирует большую часть мечетей в Турции и значительное их число за границей) еще меньше.
Крупнейшая несуннитская религиозная община Турции - алевиты. По официальной статистике алевитами являются 3,1% жителей Турции. Разные источники дают гораздо большой разброс - до 25 миллионов человек (30% населения страны). Цифры не точны, т.к. принадлежность к алевизму долго скрывалась и то и дело преследовалась. Похоже ближе всего к настоящим усредненные цифры, которые как раз подтверждаются последним исследованием, согласно которому алевитами себя называли около 10% населения (т.е. их примерно 8-9 миллионов):
Кто же такие вообще эти алевиты? Они считаются мусульманской шиитской сектой, однако тут есть несколько важных моментов. Во-первых, алевиты не являются какой-то унифицированной единой общиной. Выделяется два крупных направления - 1) алевиты-тюрки, часто называемые кызылбаши или алевиты-бекташи (не путать с суфийским орденом Бекташи - хотя и те и другие почитают Хаджибекташа Вели) и 2) курдские алевиты, у которых больше отголосков старокудских верований и у которых более почитаем Пир Султан Абдал; внутри у них также имеются разные «духовные линии» и подгруппы, поэтому верования и практики у них не едины для всех и в какой-то степени различаются (например в некоторых их местах собратий («джэмэви») есть множество портретов духовных лидеров, в других есть только Али и Хаджибекташ, или только Али, или же вообще никаких портретов нет и сторонний человек может решить, что это мечеть).
Во-вторых они практикуют шиитский принцип такия, т.е. сокрытия своих воззрений, мимикрии. Тот же Кылычдароглу, признаваясь в своей религиозной принадлежности объявил «Я мусульманин и я алевит». Они как бы признают Коран священной книгой - но при этом совсем им не руководствуются. Алевиты считают Магомета и Али - «обожившимися людьми» (инэльхак - и гипотетически цель каждого - достигнуть того же состояния) и даже почитают некую подобию троицы - Хак-Мухамед-Али (Хак - это Бог, но Бог не отделенный от мира, создавший его и наблюдающий - а Бог всепроникающий, присутствующий во всем, практически пантеистический), но при этом если читать алевитские тексты и слушать их видео - то ни о Коране, ни о Магомете вообще ничего нет, они возникают только в случае прямого вопроса от мусульман (что, мне кажется, как раз является признаком такии). А вот портреты Али присутствуют повсеместно, не постясь в Рамадан, алевиты постятся в Мухаррам (как и шииты), про события в Кербеле (смерть имама Хусейна, краеугольный камень шиизма) в их проповедях услышишь. При этом они верят и в свою специфическую версию реинкарнации. Их общинное богослужение вообще не имеет ничего общего с исламом - в одном помещении вместе собираются мужчины и женщины, женщины могут руководить религиозной церемонией, само собрание включает в себя выяснение проблем внутри общины, игру на музыкальном инструменте, священный танец (сема), совместную трапезу, омовение рук и т.п. Так что мне кажется, что фактически алевизм - это никак не направление в исламе, а пост-исламская религия. Так же как друзы или бахаи, они очень далеко ушли от исламского истока (а скорее всего они продукт синкретизма доминировавшего ислама с древними курдскими верованиями), создали собственный понятийный и символический аппарат, и мусульманами себя называют исключительно из-за внешнего давления.