Буддизм и семь подземных королей

Nov 15, 2023 04:40

Дворец состоит из храмовой, королевской и условно военно-колониальной части, все за общими стенами и перемежаемые парком (он ближе к газону с деревцами - никакой тени). Храмовая - самая интересная, я б там жила, чтобы дотошно все рассмотреть. Там было совершенно безумно жарко - все за каменными стенами, ни дуновения, ни вентиляторов, и уж разумеется - никаких кондиционеров. Только поэтому в какой-то момент нам с Феней пришлось оттуда сделать ноги, чтобы уж не совсем на четвереньках.

Храмов несколько, они посвящены Будде в разных ипостасях. Самый известный - нефритовый (или “изумрудный”) Будда, в самом крупном храме, сплошь золотом снаружи и почти так же - изнутри.


Остальные - в храмах и часовнях поменьше, но все на высоких ступеньках и с башенками.




Но интереснее в храмовой части галереи - при таком климате, периметр и часть внутренних переходов от храма к храму отстроены крытыми галереями, и они расписаны плотно-плотно как снаружи - так и внутри. Снаружи крупными панелями и персонажами - огромные обезьяны, чудища, охранники, добрые и злые джинны - все не менее как в рост человека.




Не знаю - предполагались ли они смешными, но верю, что для поднятия духа и настроения рисовались. В Таиланде есть такой положительный-преположительный жизненный настрой.

А вот внутри миниатюры во всю ширину и высоту стен, сюжетные и природные. У меня в голове всплыло выражение “вертоград трудов земных” - обо всем на свете, энциклопедия вымышленной жизни богов и обезьян на узнаваемо-сиамской натуре.


Горы, реки, море, джунгли, дворцы, дворы, кареты, деревни, храмы, дворы.


Воины (обязательно с позолотой), а кто не воин-брамин - тот сразу обезьяна, без экивоков (и без грамма позолоты).



Мне кажется, писатель Волков именно с этих стен списал и “Семь подземных королей”, и “Огненный бог Марранов”.






вот летит птица-дракон, с заостренным стрелой хвостом, а вот - летающая золотая беседка (“самолет бизнес-класс того времени”, заметила Феня).


По лесу маршируют солдаты, в город стучится крестьянин с семьей - приехал на рынок. Один гвардеец отгоняет мальчишек от ворот города - другой приударяет за мимоидущей девушкой (та отмахивается - ой, да сдался ты мне!), а третий преуспел, видно - вот из кустиков за углом крепостной стены торчат две головы, не оставляющие сомнений - чем заняты остальные части тел этих голов.






Внезапно на рисунках проявляются сюжеты знакомых нам сказок - тут явная “сказка о царе Салтане” с бочкой, в которую кого-то заточили - а вот едет золотая карета Золушки, пока не тыква - с принцем и принцессой.


Воюющие скорее танцуют - нигде нет крови, ран, а с луком и мечами управляются на цыпочках и кончиками пальцев, иногда прямо на пуантах. Прелесть!






Вокруг храмов поставлены группы обычных скульптур, поменьше человеческого роста. Они удивительно “непарные” - там китаец и китаянка, почтенные и явно привилегированные - а вон там явно колониалистка-англичанка, с детьми и мужем-полковником.


Во дворец пройти можно только через этот “храмовый двор” - и большинство туристов галереи проскакивают по пути к храмам, а храмы - по извилистому пути к выходу ко дворцу. Поэтому в тенистых, гулких галереях иногда удивительно пустынно (так-то люди в Таиланде всюду кишмя кишат, а уж тем более - во дворце). Все эти чудесные рисунки на стенах на ходу сливаются в единый болотно-розово-золотой гобеленовый фон, и только если остановиться и начать рассматривать - то быстро уже не уйти. Они затягивают в свой мир.

Таиланд, отпуск

Previous post Next post
Up