Jun 21, 2010 11:41
Шли с Юрой по направлению к Пушкинской 10 и напоролись на Тимура Новикова. Гуров завязал с ним беседу,а я отошёл и стал присматриваться. Вообще,трудно представить более разных людей. Гуров,в своём костюме фабрики "Ударник" с галстуком на мощной фигуре,смотрелся председателем передового колхоза или представителем модного тогда течения "а на мне всё советское". Костюм на нём сидел как седло на тигре-плотно,но бесполезно. Тимур же был одет очень тонко:стильные,зауженные к низу брюки на подтяжках-укороченный вариант для выделения спец.носок в невиданных каких-то тупоносых ботинках,рубашечку-то я не запомнил. Жалею сейчас,сильно волновался и оплошал. Гуров был весь в косматых волосах,как швабра,а Тимур-модно стрижен и выбрит,но выглядел мальчишкой на фоне диковатого Юры. Беседу вели по-разному:Гуров махал руками и фразами типа "люди должны суть понять",а Тимур вёл себя сдержанно,в глаза собеседнику не смотрел и больше слушал,а если и говорил,то типа "надо обсудить". Если бы не Тимурова спецодежда,легко бы сошёл по повадкам за функционера. Поклонников они совершенно разных имели-Тимур интересовался только элитой,а Юра коллекционировал людей безсистемно,по принципу абсурда.т.е. диапазон имел гораздо шире,но случайный,непородистый какой-то. Новиков был вроде спортивного самолётика в небе,который предпологал аэродром,диспетчера,техников и регламент,полётное задание и кучу инструкций. Короче,культура. Гуров же смотрелся самодостаточной кометой в небе,которая летела,сжигая себя и никто ею не управлял,вроде природного бедствия. Оба рано сгорели:один трагически погиб в расцвете сил,другой-быстро разрушился в беззубого слепого старика от СПИДа. С природой и культурой не забалуешь.
Вот как обьяснить? Герб русский-орёл о двух головах,от Римской империи ещё,когда надо было на Восток и Запад одновременно смотреть за порядком. Только Рим не Россия,тут разница между странами поглубже будет,вроде славянофилов и западников. Война эта бесконечная и гражданская,конца ей не видно. Тимур и смотрел только на Запад,английский там,искусствоведы из приличных,модные кураторы,новейшие течения,всё импортное и все дела. Юра же иностранными журналами не сильно увлекался, хотя знал достаточно и камни любил больше чем краски,а если красками пользовался,то "зелёной ФЦ" и "краплаком красным",т.е. я,напрмер,их именно избегал,а Гуров показывал мне тюбик "зелёной ФЦ" и с восторгом говорил:
- Понимаешь,этим тюбиком можно весь Питер выкрасить.
Это верно-гадость была такая укрывистая,что,если пальцем влезешь в неё в мастерской,то придётся дома всю квартиру отмывать,вплоть до унитаза,а тряпки выбрасывать. Советские были краски,качественные!
Короче,я знаю в России и Питере кучу крепких художников,которые русскую классическую школу продолжают. Один Соломон Розин чего стоит,правда тоже уехал. Работать хотел без собраний и митингов. Не выбросишь ведь Академию Художеств так сразу,как и классический балет или автомат Калашникова. Над соцреализмом все издевались,а сейчас попритихли и все в продажах хотят поучаствовать. Западу нравится. Такой образ России зарубежом поинтересней будет чем людей кусать на улицах или без штанов перед храмами бегать. Все новейшие течения аккуратненько с Запада сдувались под русскую некачественную копирку,а настоящий русский авангард начала ХХвека был русскими же и прихлопнут. Маленький осадочек остался- почему Новикова все тащат,а про таких как Гуров скромненько помалкивают. Может всё дело в простом "низкопоклонстве перед Западом"?
Хотя могу ошибаться.
Юрий Гуров,
Тимур Новиков