День рождения моего граммофона, 100 лет.

Jul 15, 2010 21:38







Скажите слово "граммофон". Дежурный обход антикварных лавок однажды выявил редкого зверя.Затаился он и прикинулся мёртвым,но опыт не пропьёшь.Чутьё уже-20 лет охочусь на всякие штуки. Этот необычно большой,вроде рояля полирован был когда-то,но ободран чудовищно,!00 евро плюс 2 пласта невиданных с Карузо. Взял в семью,вскрыл и ахнул- всё ржавое,ничего не крутится,труба огромная внутри.Всё разобрал и месяц полировал,чистил,думал. Интернет помог-редкая модель "His Masters Voice" 1910 г.,по ценам того времени нынешних 14000евро,высший уровень технологии.Пол цены стоил сам рупор,лорд Раллей участвовал в разработке. Слюдянную мембрану с прокладкой и иглы выписал из Англии за 10евро.Буржуи эти модели всё ещё обслуживают.Самое страшное было пружины. Вы пробовали вынимать из барабана скрученные там две мощные стальные ленты по три метра каждая? А вставлять их уже шлифованные и смазанные,когда они туда влазят по сантиметру и мстительно ждут,когда ты ослабнешь и они освободят тебя от рук,глаз и мебели. Там внутри корпуса даже написано:"Do not even try......springs". Наконец,всё собрал,завёл,пластинку помыл, поставил и...Карузо зашёл ко мне в комнату и запел.Совершенно реальное физическое присутствие. Частоты у аппарата официально от 50гц. до 5000гц.,т.е. очень мало,но они не "сплющенные" по бокам,как у электрических.Нет там совсем никакого электричества и диапазон частот ступенчатый, а не по кривой Гаусса,т.е. как у человека.Карузо в такую-же трубу пел и через такую-же мембрану записывался на восковой диск а с этого диска снимался латунный пуансон гальванопластикой и пуансон уж и печатал горячие матрицы шеллака,т.е.пластинки.No microfon.no amplifier at all.Только голос человека через время,через две войны,через ту же сохранившуюся трубу.Громкость,кстати,около этой "машины времени "на болевом пороге слышимости и регулируется лишь двумя дверками прямо перед пастью рупора.Иголку надо менять после проигрывания двух пластинок,100 штук по интернету около 3 евро и существует они 3 типов-"soft tone,middle tone,loud tone".Звуковая дорожка конусного сечения-"soft tone needle" самая острая и бежит по дну,амплитуда колебаний минимальная,т.е. тише играет.Я только их использую ,ибо на "громкой" игле невозможно даже в большой комнате слушать и дверки не спасут.Особо отмечу для "критиков"-звук шеллака на механике 78 оборотов и звук винила на 33 в минуту  совершенно разной природы,как oldtimer и BMW сегодня,как полёт на планере или самолёте,как трубку курить или сигареты.Ощущения другие,но надо очень потрудится,чтобы их получить, Когда их создали,успех был такой,что их слушали в оперных  залах и два экзэмпляра в 1905 году с набором пластинок были замурованы в подвале Перижской Оперы на 100 лет.как капсула времени потомкам,Видимо, имели веские на то основания,Что интересно,в 2005 году торжественно вскрыли и нашли только один,правда с записями.Теперь он в музее Парижа,другой у меня дома играет. Те "чемоданчики",которые многие видели,уже "massproduction" 20-х годов отвратительного качества по-сравнению с этим концертным,как винил с  шеллаком. На предмет пластинок.Их здесь пока хватает,цена около 1 евро за штуку-играть то не на чём.В Лондон поехал,на Brick Line коробка их-20 фунтов,только всё забирай.Но вот в Штатах спохватились,уже начали  на  шеллак записывать и именно на 78 оборотов в минуту.Пока рэп пишут.На чём собираются их играть-не знаю,но уж точно не на такой,как у меня штуке-классная "механика" резко дорожает,ибо,как звучит на ремонтном сайте граммофонов: -Мы это всё переберём -и снова на 100 лет. Через 100 лет они вашим внукам бесплатно починят-ради рекламы,только  сохраните. Просто нечему там ломаться да и не в Тайване делали.Люди,конечно,были совершенно другие,Не в  Тайване-нас изменения коснулись. Что я слушаю? Да что Бог прислал,выбираю тут не я,поэтому сопрано по степени любви: Madame Gadski,Amelita Galli-Gurci,Lucrezia Bori,Frances Alba, скандалистка Melba. Тенор самый из-за голоса и судьбы-Mario Lanza.На 78 оборотов записывали до 70-х годов,так что невозможно охватить всё это добро,Можно Битлов даже найти,У меня нет пока,хотя уже пластинок 400 пришли. Да,чуть не забыл самое важное-забавнецкую собачёнку зовут Nipper,это реальная собачка-сами уж дальше узнавайте,Там тайна,фонограф Эдисона,умерший брат,есть и разбогатевший художник.

Так выглядела звукозаписывающая "студия"(сначала просто комната отеля) в 1916 году.

Граммофон

Previous post Next post
Up