Я вчера досмотрела первые 8 серий (первую часть) «Ста лет». И ... не могу молчать! Меня распирает!! Я должна выговориться и рассказать всё.
Я всё-таки проведу небольшой анализ, убрав его под кат для тех, кто не хочет спойлеров.
Во-первых, актеры. Потрясающие типажи! Подобраны удивительно точно. Особенно, полковник Аурелиано! (актер Claudio Cataño) Ооо, эти глаза! И широкая переносица длинного узкого носа.
Все актеры - колумбийцы и фильм снимали тоже в Колумбии, на родине Маркеса. Лица невероятно аутентичные, очень много актеров с индейской кровью/корнями, т.е. не только «белые». И это очень правильно и верно, если вы когда-нибудь были в Латинской Америке. Тоже самое с природой: прямо ощущаешь с экрана все запахи южно-американской сельвы и металлический звук цикад. Да! так оно и есть!
Теперь о самом произведении. А то пара знакомых в моём окружении вообще не поняли «о чём это?»
Роман называется Cien años de soledad. В испанском и русском нет разницы в «одиночестве». А вот в английском - есть. Поэтому роман переводят (правильно), как Hundred Years of Solitude. А не "loneliness". У «одиночества» две каннотации: негативная и нейтральная. Негативная, когда ты lonely. Одинок. А тут - выбранное одиночество, т.е. solitude.
Каждый из героев романа - один, но не одинок. Они все живут одной большой семьёй, но при этом каждый из них остается один на один со своей жизнью и своими мыслями/проблемами. И вроде бы как они все вместе, но партнер не всегда понимает чаянья другого.
Патриарх рода проведет многие годы в затворничестве с своем кабинете, пытаясь путем алхимических опытов получить золото. А затем - под деревом, в безумии, разговаривая со всеми на латыни.
Его сын проведет многие дни в том же кабинете, изготавливая искусные золотые изделия (и имя у него «золотой» Аурелиано).
Его дочь, Ребекка, проведет в затворничесве многие годы, после смерти мужа.
Его другая дочь, Амаранта, так и останется старой девой, шьюшей себе саван всю жизнь и т.д.
Роман начинается с истории Хозе Аркадио Буэндия и Урсулы Игуаран. Они патриархи рода Буэндия (фамилия говорящая, Buen Dia). Они двоюродные брат с сестрой. Урсула боится, что дети, рожденные в этом союзе будут с уродствами, с хвостом). Но дети рождаются нормальные. Хозе Аркадио убивает Пруденсио Агиляра (из-за дурацкой шутки последнего). Призрак Пруденсио будет ему являться всю жизнь. И если в начале, он пытается бежать от него - вон из родной деревни, навстречу неизвестному, то в конце жизни, он воспринимает призрак Пруденсио как «старого друга» и он будет проводником Хозе Аркадио в смерти.
В романе очень много тем.
Например, библейская тема. Убийство Пруденсио - уход из деревни, основание Макондо, посреди болот, вдали от мира. Это, конечно же, тема изгнания из рая. Тема первородного греха.
Макондо - это тема развития человечества. Волшебный город. Он начинается, как крохотная деревня, основанная Хозе Аркадио и семьями его близких друзей, ушедших с ним в никуда. Сначала там ничего нет, кроме хлипких лачуг. Постепенно Макондо растёт и развивается. Появляется рынок, двухэтажные дома. Цивилизация доходит до Макондо. И вот уже к четвертой серии мы видим вполне себе типичный для Южной Америки колониальный город. Со школой, рынком, таверной и проч. Люди извне приходят жить в Макондо. В книге есть улица Турков. В фильме мы видим много людей в типичных турецких фесках. И всё равно, Макондо отделено от остального мира.
Неожиданно в город приходит табор цыган. Их предводитель - Мелькиадес, добрый волшебник, как Гэндальф для «Властелина колец». Он проводник между богом и людьми. Он знает всё наперёд. Он пишет книгу, на непонятном языке, книгу об истории Макондо и всех ее жителях на сотню лет вперед. Это олицетворение Библии. Где рассказывается о становлении человечества и о его конце. Всему есть начало и конец. В самом конце книги, последний потомок из рода Буэндия поймет смысл рукописи, но будет поздно: пришедший ураган сотрет Макондо с лица земли и с карт мира... Мелькиадес так же даёт людям (Хозе Аркадио) знания, инструменты. Он олицетворяет науку и искусство.
Все потомки Хозе Аркадио Буэндия (патриарха рода) будут иметь одинаковые (повторяющиеся) имена: Аркадио, Хозе Аркадио, Аурелиано, Аурелито, Аурелиано второй, Хозе Аркадио Второй и т.д. Это олицетворение человечества (мужчин) вечно ходящих по кругу и наступающих на одни и теже грабли, вне зависимости от того, какое время на дворе. Они всегда увлечены делом (основанием нового города, нахождением философского камня, путешествиями, завоеваниями, войной и проч), забывая при этом о семье и женщинах. Пока патриарх рода Хозе Аркадио ищет возможность добывания золота из-под земли посредством магнитов, его жена Урсула заботится о детях и зарабатывает деньги изготовлением леденцов и печенек. Вообще, будучи матриархом рода, дожив до 120 лет, она - главный персонаж. На ней держится весь дом. Она гибка в своих суждениях, она понимает изменения времени. Да, она атеист. Но когда ее дочери нужно выйти замуж, она дает деньги на церковь. Она спасает священика от расправы, равно как и своего врага (и родственника через брак сына) Аполинара Маскоте. Она тот стержень, на котором держится семья. Она берет в дом всех незаконорожденных детей своих сыновей и воспитывает их наравне с родными детьми/внуками.
Интересно, что в фильме женщины редко покидают дом. Урсула находится вне дома, только для того, чтобы узреть те непотребности, какие учинил ее внук (а ля узурпатор-Наполеон) или чтобы привести всех мужчин-Буэндия к общему знаменателю. Дом Урсулы, расширенный и улучшенный по ее собственным планам - это ее крепость. Ее мир. В мире женщин есть ароматная кухня, где пекутся хлеба, стол, который вкусно кормит семью. Именно сюда, в ее дом, вползёт лентой, как змея, кровь убиенного сына. Это очень сильный момент в фильме.
Далее, тема инцеста.
Инцест идет из поколения в поколение, начиная с патриархов рода (они двоюродные брат с сестрой).
В следующем поколении это будут Ребекка (дальняя родственица, которая пришла в дом Урсулы с мешком, в котором были кости ее родителей) и старший сын Урсулы, которого зовут точно так же как и отца, Хозе Аркадио.
Каждый мужчина из рода Буэндия - это ипостась мужины/человека. Патриарх - он исследователь, первооткрыватель. Основатель Макондо. Его старший сын ( с таким же именем Хозе Аркадио) - ушедший за цыганским табором в молодости, и вернувшийся позднее - это ипостась брутальности и сексуальности. Вернулся он из путешествий всё повидавший. Он весь в татухах, сексапильный, он воплощение похоти и плотского наслаждения. А затем - дочь патриархов Амаранта и ее племянник Аурелиано Хозе.
В шестом поколении Аурелиано Вавилонье встретится с сестрой Амарантой Урсулой...
Последний из рода Буэндия, будет таки рожден со свиным хвостиком и его съедят муравьи..
Его младший сын - Аурелиано - родившийся с открытыми глазами - воплощение чувственности и поэтизма. Он обладает даром предвиденья. Он художник и творец, золотых дел мастер. Но будучи не в силах противостоять несправедливости, он уходит на войну и становится сам разрушительной энергией.
Тема природы.
Макондо - это название дерева, растущего в Южной Америке.
Дерево играет центральную роль в романе. У дерева привязан Хозе Буэндия. У дерева умрет Аурелиано.
Брошь в виде золотого дерева постоянно носит Урсула.
Оно - как Иггдрасил - мировое древо жизни в скандинавских мифах. Тоже и с рекой (водой). Река связывает реальность с вымыслом, с видениями, с загробным миром. Мелькиадес тонет в реке. Аурелиано приходят видения его умершей жены и молодого отца, когда он без сил, падает у реки.
Когда умирает патриарх рода Хозе Аркадио, то в Макондо падает дождь из золотых соцветий дерева...
Я настоятельно рекомендую этот сериал. Даже если вы никогда не читали книг Маркеса.