Кулинарный теле-конкурс вокруг
мясных продуктов кантона Во (с Наименованием Места Происхождения Товара
IGP), продолжение. (
Начало).
Итак, чтоб резюмировать: я приготовил блюдо со
швейцарской капустной колбаской в главной роли - дуэт водуазского папэ и эльзасской шукрут. Отправил рецепт и фото на рассмотрение жюри для телевизионного конкурса под названием "Les toqués du terroir" ("Деликатессные безумцы"). И вот что было дальше.
"Трень!", раздается субботний, уж совсем нежданный звонок: "Здрасьте, так и так, приглашаем на кастинг!" Обычно по субботам в Швейцарии вам никто не звонит, потому и нежданный.
Трясущимися руками кладу трубку. Волнение и радость - в апогее. Ну а что, по телевизорам выступать мы непривыкши.
Через пару недель назначен кастинг, все, уж не миновать. Страшно конечно. Сама идея говорить что-то на камеру незнакомым дядькам пугает ужасно, как вспомнишь о предстоящем так и пожалеешь каждый раз что ввязался в такую авантюру. Может соскочить? Правда потом успокаиваешь себя: "Ну что с того, посмеемся! Bыйдет - супер, не выйдет - да и бог с ним, авось не пропадем!"
День "Д", кастинг
Всего кандидатов набралось 80 штук. Нас разделили и принимали группами по пять. Приходишь так в назначенный час, в холле все сидят, трут коленки мокрыми ладошками, пьют воду из пластикового фонтанчика, напряженно молчат, смущенно улыбаются. Лишь только один болтливый итальяшка расхаживает как павлин и пристает с расспросами: "да что, да откуда, да почему увлекся кухней?" Нас по одному приглашают в отдельный зал, выступить перед камерой. Там, за дверьми - самое жуткое. Пятнадцатиминутный тест. Стоит пюпитр для кандидата, прожектора, операторы, еще какие-то люди - всего человек 7-8. Дрожащим голосом начинаешь чего-то смутно рассказывать, сомнительно шутить. Хохотнули пару раз, отлегло сразу. Но все равно очень волнительно и горло пересыхает. Ну для меня, конкретно на данном этапе все было как-то очень страшно, так, как будто все нутро у тебя сделано из желе и трепещет и трясется. Все, кастинг окончен. Еще один этап.
Дальше, опять ждем. Ждем мучительно звонка. Все-таки 80 человек, а возьмут только 24.
И вот оно! Опять "Трень!", "Мы берем вас, Мусье Коновалов, вы де теперь официально участник нашего конкурса, приходите тогда-то, будем ждать вас".
Последние подготовки
Для непосредственно участия был необходим минимум подготовки. Во-первых, готовить придется вот этот свой рецепт, а значит нужно разобрать его весь по ингредиентам и количествам. Что вдруг оказывается непростым заданием. Когда готовишь дома на глаз, все как-то само собой делается, а тут, распиши все, да в точности рассчитай. Ну да ладно, справимся. Потом нужно послать четкий список в телевизор, чтобы к съемкам тебе подготовили всю утварь и ингредиенты. Во-вторых, необходимо потренироваться, так как на готовку отводится ровно два часа, и каждый жест должен быть отработан довольно тщательно. А ну как что-то пойдет наперекосяк. Тут-то у меня и случился небольшой казус. За день дo начала съемок, запоролся я на готовке порея. Сделал все как положено по моему рецепту, но добавил немножко уксуса в конце. И тут на тебе, порей пожелтел. Что ж такое, откуда взялась эта бледная желтизна? Повторил, ну что делать. Бац, порей опять желтый. А должен-то быть нежно зеленый. Кинулся искать в интернете инфо по желтению зеленых овощей (а время поджимает уже, на завтра все должно быть чики-пуки, а у меня один из главных элементов не выходит). Поиски в интернете выдали следующее: кислотная среда реагирует с хлорофиллом и "убивает" его зеленые свойства. Уж не знаю откуда вдруг возник у меня этот уксус, хотя в первоначальном рецепте его и не было вовсе. Распрощался с кислым, и все вошло в норму. Потом, я помучился немного с дрессажем блюда, все никак не складывалось в одно целое, и вот наконец...
Kак-то так:
Или эдак:
Голгофа
Четверть финала проходит в 8 передач, по 3 участника на раз. Лишь одному из каждой группы суждено будет выйти в полуфинал.
Приехал я в назначенный пункт, в нужное время весь опьяненный волнением, руки ходуном. Съемки ведутся в профессиональной поварской школе. И все там так здорово, сотни кастрюль и поварешек, у каждого свой угол с индуктивной и чугунной плитой, короче сказка.
Один мой конкурент сразу испугал меня, такой усатый плотник, истинный житель кантона во (характер мягкий и тд.), с ярко выраженным местным акцентом. Приволок с собой торбу сена, вздумал готовить в нем сосиску. (Однажды я уже ел такое, было филе теленка в сене). Ну деревенский продукт, деревенский аромат, а что, пуркуа па? Но я взял себя в руки и подумал, что мое блюдо ничем не хуже. Нечего пялиться на других кандидатов!
Далее, макияж (глупая молодая макияжница покрасила нас ярким рыжим цветом и густо засыпала ресницы пудрой, от этого мы все стали похожи на телят), прицепляем микрофоны, всем троим раздали по оператору. Мне достался оператор Оливье. Поясню, что наша передача снималась 8-ой по счету, и до сих пор ни один кандидат привязанный к Оливье не выигрывал (повезет ли ему на этот раз?).
Из многих передач я слыхал, что якобы при съемках быстро забываешь о камере. А мне казалось что это, ну не возможно. Как можно забыть о существовании этого ужасающего черного стеклянного глаза. Он записывает все мои движения, все ошибки и неуклюжести, как при этом вести себя натурально и естественно? Стоишь так, чешешься себе, и вдруг замечаешь, что она, камера, смотрит прямо на тебя. Что делать? Куда подевать руки? А что оказалось? В реальности вышло так, что Оливье со мной постоянно разговаривал, подбадривал, напоминал о закипающей воде, ну и всячески поддерживал. В конце концов перестаешь вообще думать о камере, какого черта; есть цель, продукты, ты и оператор - твой союзник. Все остальное не важно - время идет, соус кипит. Вот так, время пошло, и ты сломя голову режешь, паришь, жесты отработаны, руки только немного трухают от напряжения. Последний отсчет, и вот оно, две тарелки готовы - одна для жюри, другая для фото. Дальше дело не наше - судейское.
Судный час
Жюри состояло из трех человек: бывшая рестораторша и журналистка, директор питания в университетском больничном центре Лозанны CHUV (свыше 10'000 работников, представьте-ка на минутку, общепит, конечно, но какой масштаб) и самый главный судья, отец швейцарской молекулярной кухни, обладатель 2 мишленовских звезд, 18/20 по гиду Го Миё (Gault Millau), лауреат французского ордена Искусств и Литературы -
Дени Мартен.
Вот они, эти чубрики:
Запускали нас по одному, пробовали, чмокали, делали гримасы, строили рожицы. Когда Дени увидел мое блюдо, он сказал мне: "Вы кажется из России?" Я говорю: "Ну да." Он мне: "Послушайте, ваше блюдо, ну это, ни дать ни взять, "Kрасная площадь!" Я подумал, ну да и сказал: "А вон - чипса из бекона, это - Ленин". Он не услышал моей шутки, но мне было смешно. Тут Дени разошелся, заявил, что мое блюдо гениально, и что мне непременно нужно пойти к нему на стажировку в ресторан! Без ложной скромности скажу, что такие слова очень греют душу и воодушевляют, ну правда, это что-то с чем-то. Эх!
Потом нас собрали всех троих, поболтали немного, и объявили победителя четверти финала. "Там-тарам!" барабаны. Это был я.
А вот видео моей четверти финала. Хоть онo и по-французски, но все более-менее понятно. Это так, чтоб проиллюстрировать...
Click to view
А здесь статья из журнального издания местного масштаба:
Продолжение о полуфинале следует: жюри само выберет продукты и подготовит для кандидатов "лукошко с сюрпризом". Необходимо будет придумать блюдо с нуля. Кто же выйдет в финал?