Аркадий Малер верно описал некоторые проблемы белых консерваторов в России.
Вообще, главная проблема современного российского белого консервативного движения, это как раз принципиальное нежелание значительной его части демаргинализироваться. Но напротив, стремление сохраниться в неком самодовлеющем политико-идеологическом гетто, в рамках априорного негативизма к действующей власти и её персоналиям, кои рассматриваются исключительно как продолжение совка, а значит враги и т.п.; а отсюда следует принципиальный отказ от какого-либо сотрудничества с властями, а потом и полный политический абсентеизм. В результате влияние этих белых ещё более падает, что даёт им новые поводы заявлять о "красном ренессансе" и т.п., что порождает ещё больший негативизм и абсентеизм, и так по самоиндуцируемому циклу. Как-то писал об этом -
Белое бессилие. Подобное явление в кругах белых консерваторов наносит огромный вред белому проекту в России.
* * *Наверное, я ещё чего-то очень важного не заметил и не почувствовал, но вопреки многим моим единомышленникам мне совершенно не очевидно, что мы переживаем период "красного ренессанса", а тем более, что само государство каким-то образом навязывает стране миф о "прекрасном советском прошлом".
Если послушать самих коммунистов, то они уже четверть века утверждают, что власть всеми правдами и неправдами навязывает стране "белые мифы", что у нас чуть ли не вся школьная программа направлена на забвение того самого советского прошлого и чуть ли не на каждом углу стоят памятники белым генералам, а уж фильмы и целые сериалы про Белое движение заполонили все телеканалы.
На самом деле нет ни того, ни другого. В реальности есть деидеологизированное государство, которое больше всего боится "внести раскол в общество" и поэтому воздерживается от любых идеологических оценок, и есть очень разнообразный по своему идеологическому составу народ, в котором наиболее заметны только те идеологические пристрастия, чьи сторонники наиболее активны - не в количественном, а в качественном отношении.
Чтобы оценить реальную популярность коммунистической идеологии, достаточно сравнить, сколько голосов собирала Коммунистическая партия в 90-е годы и сколько сегодня, и как много рассерженных горожан собиралось на коммунистические митинги в эпоху Ельцина, и как много в наши дни. Просто в 90-е годы все "красные" априори находились в "непримиримой оппозиции" и, как бы много их не было, они казались маргиналами, неспособными вписаться в новый дивный мир. В начале 2000-х всем державным патриотам, включая "красных", дали возможность демаргинализоваться: они стали чаще появляться по федеральным каналам, их книги стали продаваться в ведущих издательствах, а естественное участие "красных патриотов" в сопротивлении либеральному реваншу сделало их заметным сегментом общеохранительного движения. Но это чисто качественные, а не количественные показатели.
Я пишу об этом вовсе не для того, чтобы призвать кого-нибудь хоть сколько-нибудь сбавить антикоммунистическую критику: коммунизм это зло и для России особо опасное, а с любым злом нужно бороться всегда и везде. Но только не стоит думать, что за активностью отдельно взятых искренних или фейковых коммунистов стоит Кремль или какая-то из "кремлевских башен". Я уже встречал людей, говоривших мне, что не стоит излишне "наезжать" на коммунистическую пропаганду, потому что за ней якобы стоит наша власть. И хотя этих людей очень жалко, потому что они так и живут до сих пор в том самом "совке", желание обезопасить себя все-таки можно понять. Но есть еще худшие ситуации, когда кто-то говорит, что нужно специально поддерживать "красные мифы", потому что они якобы поддерживаются самим Кремлем, то есть предлагают врать не ради безопасности, а ради карьерных целей. При этом и те, и другие не могут внятно объяснить, на чем основано это конспирологическое убеждение, кроме каких-то отдельных фактов, когда кто-то где-то что-то сказал или сделал, как будто для этого слова или дела неприменно нужна неявная санкция сверху.
Источник