(и совсем уж в поддержку Куна) - "Начиная с 1960-х годов вызов эволюционному учению в целом был брошен креационистами (в 1963 году было создано Общество и Институт креационных исследований в Сан-Диего (Калифорния) и вскоре "новое старое объяснение эволюции" захватило Латинскую Америку, Африку, мусульманский мир, а затем ...... Канаду, Австралию, Новую Зеландию и .... Англию. "В начале 2000-х выяснилось, что только 48% англичан верят, что теория эволюции лучше, чем креационизм, описывает происхождение и развитие жизни на Земле" (с.46).
Абзац из Колчинского о распространении креационистской парадигмы с 1960х (если принимать это как социологически достоверный факт - он его лишь транслирует по какому-то источнику) приведен мною лишь как иллюстрация смены парадигм в коллективном сознании масс (пусть околонаучной "массовки" или даже вненаучной в первую очередь) именно по Куну. О статусе этой парадигмы (скажем, как "ненаучной") я здесь ничего не говорю. Читать таких креационистов как, скажем, Йен Тэйлор, одно удовольствие (узнаёшь массу фактов об истории науки в лицах, о том самом историческом контексте и даже кое-что о нюансах семантики ряда эволюционных идей. - Индукция общества неумных эволюционистов" (?просветителей) может быть параллельным процессом. Одно другому не мешает. \\ Лекцию прослушал (впечатление двойственное). \\ Про запас файлов не понял. Прислать ворд-файл?
А как Уоддингтон, Шмальгаузен и Гольдшмидт и др. видели переход/эволюция одного вида в другой? В зависимости от условий среды в организме заложено различное развитие. Но, чтобы вид сильно изменился/эволюционировал, ему надо преодолеть заложенное развитие (программу), пусть оно и сильно не линейное. Как изменяется заложенное развитие организма? Вот это ваше "пороговая реакция целостной системы развития", у нее же есть границы. Как система развития расширяет и сужает свои границы? Извиняюсь за корявость вопроса.
Вопрос поставлен правильно. То есть, с повышением уровня БО всё более и более очевиден "мотив эволюции" (метафора) - лучшая адаптация не меняться как можно дольше, "до предела" (оставаясь в состоянии "всё ещё выживаю"), несмотря ни на что, включая как изменения среды, так и бесконечные флуктуации элементов нижних уровней БО, вплоть до химии молекул репликаторов. Изменение - это только вынужденная ПЛАТА за стремление удержать равновесность, гомеостаз (гомеорезис в динамике процесса - у Уоддингтона) в осуществлении развития (можно назвать это "принципом дрезины", неплохая аналогия - работа гироскопического стабилизатора в танке, удерживающего дуло наведенным на цель на ходу со многими даже резкими отклонениями корпуса). - В принципе также устроены физич. и химич. системы (?). Также существует мир минералов (эпитаксия, кстати, та же самая репликация в нарастающей решетке, с изменением части параметров решетки). То же самое в жидкокристаллических средах (такова и клетка, и ядро; белки и ДНК\РНК - сложные жидкие кристаллы - см. работы
( ... )
Как преодолеть устойчивость системы развития?. Как изменить норму реакции? - В этом, собственно суть ЭТЭ и её отличие от любой ГТЭ. Machinery этого преодоления не сводится к мутациям и рекомбинациям в химии молекул-репликаторов как "шага изменения" в одном поколении (это последнее - запороговое упрощение реальности, ведущее к серьезным потерям информации в кодировании - через язык, в том числе таксономии, - того, что такое БО, какова система запретов в изменении конкретной линии БО, что такое наследственность (устойчивость) и т.д. - см. первый комм. Образ изменения Н.Р. (всё равно упрощенный, конечно) - "ландшафт развития" Уодд (с его сетью долин между водоразделами и движением шарика по долинам; "возмущения" двух типов - см. о ландшафте). Можно придумать другой образ, но лучше пока никто не сделал. Даже при переводе фенокопии (неустойчивой модификации развития в целом , т.е. для данного класса зигот - "генотип" как функция вероятностного осуществления уже у Иогансена, см. Камшилов, 1967, но устойчивый в данных конкретных
( ... )
Продолжение комм. 2- Но...(3) дестабилизация чревата тем, что состояние неравновесности провоцирует неравновесность на все более ранних "примыкающих" к верхним участках развития. Это всегда палочка о двух концах. И легко дойти до уже неуправляемой эманации (см. у Раутиан в его толковании эмпирических правил палеонтологии - Копа и т.д.). Поэтому дестабилизация и перестройка "ландшафта" - всей инфраструктуры - уже под чуть новую дорогу для движения к цели - итогу развития (идут рука об руку) - это всегда опасность, риск (кстати, об этом писал, т.е. интуитивно понимал это даже Майр !!! см. ЗВ и Эв,1968! -хотя он и "отец СТЭ" - не так всё просто и плохо с Майром - запрограммированная школьным изложением генетики сознание студента (см. у Яблонки, есть реферат в моем ЖЖ) неправильно считывает его тексты, неправильно проставляет акцентировки - Майр-то читал и Уоддингтона и Гольдшидта (и Шм немного), но "дублёр! у него в голове не до конца выстроился - другое время: у него и старая дорога, и дублёр уже просвечивает насквозь, кто что видит
( ... )
Эво-дево - это методология. Трактовка фактов, в том числе эмпирических обобщений,и в эво-дево и в классической генетике, даже в классической эмбриологии, будет зависеть от концептуального выбора (мета-системы смыслов), которая уже есть в голове. Любой дискретный скачок можно трактовать как перетасовку карточек (микроэлементов), а можно как пороговую системную реакцию всей системы развития, пусть и маркированную каким-то состоянием микроэлемента (тот же дорожный знак на развилке - см. 3 комм. выше). Любую механику работы авто можно регулировать "атомистическими механизмами" переключений в невероятной по сложности электросети с предохранителями (весь салон можно ими выстлать, и пол жизни обучать спеца карте этойэлектросети), без конца меняя тут и там пропускные параметры предохранителей. Что это объясняет в плане принципа работы двигателя внутренного сгорания? Или принципиальных различий в работе механ. и автом. коробки передач? - Да, есть и болезни человека, которые имеют генетическую природу в буквальном смысле слова (меняем аллель
( ... )
Comments 20
Reply
http://www.biohab.ru/index.php?/topic/12115-популяризация-науки-от-просвещения-к-мракобес/
Если есть файлы, запасу http://www.biohab.ru/index.php?/files/
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment