Кое-что о часах и буквах. Каменные солнечные часы.
Jan 25, 2015 19:10
Часы на Спасской башне.
На существование часов ещё в XVI веке указывает то свидетельство, что в 1585 году при трёх воротах Кремля, у Спасских, Тайницких и Троицких, находились на службе часовники. .... Во время пожара 1626 года часы сгорели, и были восстановлены Галовеем. В 1668 году часы ремонтировали. С помощью специальных механизмов они «играли музыку», а также отмеряли время дневное и ночное, обозначенное буквами и цифрами. Циферблат назывался указательный словесный круг, узнатный круг. Цифры обозначались славянскими буквами - буквы медные, покрыты золотом, размером в аршин. Роль стрелки выполняло изображение солнца с длинным лучом, укреплённое неподвижно в верхней части циферблата. Его диск был разделён на 17 равных частей. Это было обусловлено максимальной долготой дня в летнее время.
В 1705 году по указу Петра I в Кремле были установлены новые часы. Часы с буквами можно сейчас увидеть на кремлевской колокольне в г.Суздаль....
Единственное письменное свидетельство относительно часов в Суздальском кремле содержит переписная книга собора Рождества Богородицы за 1682 год, традиционно связывая колокола для звона и часовые: «На колокольне колоколов: колокол благовестный, весу в нем пятьсот пуд и более, колокол благовестный, весу в нем сто двадцать пуд, колокол благовестный повседневный, весу в нем девяносто пуд, два колокола повседневных звоновых, весу в них обоих 100 пуд, да средних и мелких зазвонных 16 колоколов. На той же колокольнице часы боевые, перечастье в 8 колоколов». Устройство часов в Кремле приходится, вероятно, на первую половину XVII века, когда при архиепископе Серапионе (1634-1654) была построена существующая ныне колокольня. Этот процесс, скорее всего, был одновременным, о чем говорит устройство шахты, которое органически связано со столпом колокольни. Часовой механизм могли выполнить суздальские мастера. О наличии в городе часовых дел мастеров говорит опись Суздаля 1628-1630 годов, отмечая в Скучиловой и Никольской слободах, то есть возле Спасо-Евфимиева и Покровского монастырей, по одному двору часовников в каждой. Согласно Переписной книге суздальской соборной церкви и архиерейского дома 1701 года в списке дворовых людей значится «часоводец Никишка Климов», то есть был специальный человек, следящий за часами. Правда, позже часоводец был отправлен на Таганрог каменщиком.
В начале XVIII века суздальские кремлевские куранты пострадали от большого городского пожара, случившегося 17 июля 1719 года. «На соборной колокольне связи все погорели и колокола упали и свод проломили и большой пятипудовый колокол от пожару повредился», - так сообщал в Синод епископ суздальский Варлаам о потерях. Ремонт колокольни (и ремонт часов, по мнению Ю.П.Платонова) был произведен между 1748-1755 годами. Об этом свидетельствуют клейма часов с изображением маленького зверька, возможно, соболя с надписью «Сибирь» и инициалами «АНД», то есть Акинфий Никитич Демидов и могут быть датированы 1747-1749 годами. Клейма были обнаружены Ю.П.Платоновым в свой первый приезд в Суздаль зимой 1991 года, раскрыты В.Ю.Астафьевым весной 1994 года, прочитаны тогда же И.В.Арзамасцевым и В.И.Басовым. После серьезной переделки середины XVIII века куранты Суздальского кремля надолго исчезают из поля зрения краеведов, но часы продолжали ходить, существовать. В конце XIX века суздальский часовщик Карпов к одной традиционной часовой стрелке пристроил вторую, минутную. Часы дожили до советского времени. Их ход прекратился в 1929 году. Из археологического отчета А.Д.Варганова за 1940 год известно, что с помощью интернированных чехов был «восстановлен механизм курантов XVII века на соборной звоннице и часть часового боя в 6 колоколов». Часы ходили, однако, недолго.
А также в Александровской слободе ( Александровский кремль)...
Текст на музейной табличке: "Жизнь в государевом дворе (царствование Ивана Грозного, XVII век) протекала по строго установленому "чину" (распорядку). Большие башенные часы были установлены в колокольне Покровской церкви. Часы имели старорусский (византийский) счёт времени. Сутки делились на дневные и ночные часы. Продолжительность дня и ночи в течении года менялась. Например, в июне - 17 дневных и 7 ночных часов, в декабре - наоборот. Стрелка в виде луча солнца, закреплённого вверху циферблата, была неподвижной. Вращался сам циферблат.с церковнославянскими буквами, обозначавшими цифры. 1. Циферблат (реконструкция по Амейербергу). 2,3. Шестерни . 4. Гиря. 5. Вал. Вот так древние обошли проблему летнего и зимнего перевода часов!
Система счисления представленных башенных циферблатов основана на Кириллической системе счисления. Кириллической система -система счисления Древней Руси, основанная на алфавитной записи чисел с использованием кириллицы или глаголицы.
В основных чертах схожа с греческой системой счисления.
Использовалась в России до начала XVIII века, когда была заменена на систему счисления, основанную на арабских цифрах.
КАМЕННЫЕ СОЛНЕЧНЫЕ ЧАСЫ
Каменные солнечные часы в Археологическом музее Сельчука. Сельчук (тур. Selçuk) - город и сельский район в Турции.
Часы из Греции Современный греческий алфавит
Древняя Греция. В Древней Греции имели хождение две основных системы счисления - аттическая (или геродианова) и ионическая (она же александрийская или алфавитная). Аттическая система счисления использовалась греками, по-видимому, уже к 5 в. до н.э. По существу это была десятичная система (хотя в ней также было выделено и число пять), а аттические обозначения чисел использовали повторы коллективных символов. Черта, обозначавшая единицу, повторенная нужное число раз, означала числа до четырех. После четырех черт греки вместо пяти черт ввели новый символ Г, первую букву слова "пента" (пять) (буква Г употреблялась для обозначения звука "п", а не "г"). Дойдя до десяти, они ввели еще один новый символ D, первую букву слова "дека" (десять). Так как система была десятичной, грекам потребовались новые символы для каждой новой степени числа 10: символ H означал 100 (гекатон), X - 1000 (хилиои), символ M - 10000 (мириои или мириада). Используя число 5 как промежуточное подоснование системы счисления, греки на основе принципа умножения комбинировали пятерку с символами степеней числа 10. Так, число 50 они обозначали символом
Вторая принятая в Древней Греции ионическая система счисления - алфавитная - получила широкое распространение в начале Александрийской эпохи, хотя возникнуть она могла несколькими столетиями раньше, по всей видимости, уже у пифагорейцев. Эта более тонкая система счисления была чисто десятичной, и числа в ней обозначались примерно так же, как в древнеегипетской иератической системе. Используя двадцать четыре буквы греческого алфавита и, кроме того, еще три архаических знака, ионическая система сопоставила девять букв первым девяти числам; другие девять букв - первым девяти целым кратным числа десять; и последние девять символов - первым девяти целым кратным числа 100 Для обозначения первых девяти целых кратных числа 1000 греки частично воспользовались древневавилонским принципом позиционности, снова использовав первые девять букв греческого алфавита, снабдив их штрихами слева. Замечу, что у кириллической системы штрихи стоят справа Например, число 6789 в ионической системе записывалось как FYPQ. Чтобы отличить числа от слов, греки над соответствующей буквой ставили горизонтальную черту. Первоначально числа обозначались прописными буквами, но позднее сменились на строчные. Ионическая система первоначально не сильно потеснила уже установившуюся аттическую или акрофоническую (по начальным буквам слов, означавших числительные) системы исчисления. По-видимому, официально она была принята в Александрии во времена правления Птолемея Филадельфийского и в последующие годы распространилась оттуда по всему греческому миру, включая Аттику. Переход к ионической системе счисления произошел в золотой век древнегреческой математики и, в частности, при жизни двух величайших математиков античности. Есть нечто большее, чем просто совпадение, в том, что именно тогда Архимед и Аполлоний работали над усовершенствованием системы обозначения больших чисел. Архимед, придумавший схему октад (эквивалентную современному использованию показателей степени числа 10), гордо заявлял в своем сочинении Псаммит (Исчисление песчинок), что может численно выразить количество песчинок, необходимых для того, чтобы заполнить всю известную тогда Вселенную. Изобретенная им система обозначения чисел включала число, которое ныне можно было бы записать в виде единицы, за которой следовало бы восемьдесят тысяч миллионов миллионов цифр. С помощью простого введения диакритических знаков наподобие тех, которые греки применяли для обозначения тысяч, алфавитное обозначение целых чисел можно было бы легко приспособить для обозначения десятичных дробей, но этой возможностью они не воспользовались. Вместо этого для обозначения дробей греки использовали приемы древних египтян и вавилонян. Египетское влияние в Греции было достаточно сильным, чтобы навязать грекам употребление лишь аликвотных дробей, однако большие вычислительные удобства системы счисления вавилонян побудили живших позднее александрийских астрономов перейти к использованию шестидесятиричных дробей. Переняв систему счисления Древнего Вавилона, греки заменили месопотамскую клинопись своими буквенными обозначениями. Например, Птолемей записал длину хорды, стягивающей дугу в 120° окружности радиусом в 60 единиц, как RGNE'KG', т.е. 103 + 55/60 + 23/602 единиц. В более поздний период в вавилонской шестидесятиричной системе имелся специальный символ для обозначения пустой позиции, и греческие астрономы ввели для этой цели букву омикрон. Неясно, был ли такой выбор подсказан тем, что с этой буквы начиналось слово оуден (ничто). Сходство греческой буквы О с современным обозначением нуля может быть чем-то большим, чем случайное совпадение, но у нас нет точных данных, позволяющих утверждать это со всей определенностью. Поскольку греки работали с обыкновенными дробями лишь эпизодически, они использовали различные обозначения. Герон и Диофант, самые известные арифметики среди древнегреческих математиков, записывали дроби в алфавитной форме, причем числитель располагали под знаменателем. Но в принципе предпочтение отдавалось либо дробям с единичным числителем, либо шестидесятиричным дробям. Недостатки греческих обозначений дробных чисел, включая использование шестидесятиричных дробей в десятичной системе счисления, объяснялись отнюдь не пороками основополагающих принципов. Недостатки греческой системы счисления можно отнести скорее за счет их упорного стремления к строгости, которое заметно увеличило трудности, связанные с анализом отношения несоизмеримых величин. Слово число греки понимали как набор единиц, поэтому то, что мы теперь рассматриваем как единое рациональное число - дробь, - греки понимали как отношение двух целых чисел. Именно этим объясняется, почему обыкновенные дроби редко встречались в греческой арифметике. Кроме того, десятичные представления обыкновенных дробей в большинстве случаев бесконечны. А поскольку бесконечность была исключена из строгих рассуждений, теоретическая арифметика не нуждалась в такого рода представлениях. С другой стороны, областью, в которой практические вычисления испытывали величайшую потребность в точных дробях, была астрономия, а здесь вавилонская традиция была настолько сильна, что шестидесятиричная система обозначений угловых, дуговых и временных величин сохраняется и поныне.