Есть смешные войны, а есть вторая мировая…

Oct 24, 2009 14:00

Мы сознательно стремились к тому, чтобы второй показ "Контргрейфера" максимально отличался от первого. Две недели назад мы открывались современным российским артхаусом, приглашали представить свой фильм режиссера Бориса Хлебникова. Вчера же в "Контргрефере" стартовала документальная секция, первой ласточкой в которой стал полнометражный фильм Кристиана Фрея "Военный фотограф".

Вчера мы также испытали интересный метод - открывая киновечер, в качестве эпиграфа к разговору, как фильм "на разогреве", пока собирались зрители, мы запустили 5-минутный игровой фильм молодой британской режиссерши "Одна сотая секунды". Так получилось, что найденная кстати короткометражка ярко и концентрированно представляла суть предстоящего разговора. Хотя гвоздем вечера, конечно, стал "Военный фотограф" - кино об известном военном фоторепортере Джиме Начтвее, удостоенное множества наград, Оскаровский номинант 2002 года.

Разумеется, у нас не было возможности выписать из Швейцарии режиссера картины, поэтому в качестве специальных гостей на дискуссию после показа мы планировали российских военных корреспондентов и экспертов из Центра Экстремальной Журналистики. Ожидался, в частности, Александр Сладков, известный своими репортажами и фильмами из Цхинвала, выходившими на Первом канале. Увы, график гостей в середине рабочей недели оказался столь плотный, что никто из них подъехать к нам не смог.

Впрочем, нет худа без добра - тем уютнее и раскрепощеннее чувствовали себя зрители, тем более открытой и непринужденной была, ставшая уже традиционной дискуссия после просмотра фильма. Этика и мораль человека на войне, освещение людского горя в кино и в СМИ - спекуляция на страдании или гуманитарная миссия - об этом говорили вчера на площадке "Контргрейфера".

Любопытно, что несмотря на небольшое количество зрителей, в зале были представлены диаметрально противоположные мнения, звучали порой довольно радикальные высказывания. Одни обвиняли Начвея в аутизме, неспособности жить в "нормальной" мирной жизни, говорили, что война для него это некая форме эскапизма, другие, напротив упрекали фотографа в тщеславии, цинизме и спекуляции на человеческом горе, обогащении за счет войны. Активно критиковались медиа - как инструмент манипуляции зрителем, ретранслятор зрелищ. Фотограф Начтвей в этом плане клеймился как боец идеологического фронта, поставщик пикантной и "жареной " начинки для модных таблоидов. "Начтвей - не мистер Фейст, и даже не мистер Секонд, а лишь ассистент у мистера Сэконда, маленький человек" - заклеймил фотографа один из зрителей. - "Да и что такое Косово - смешной по сути конфликт, то ли дело Вторая мировая."

Мне же была ближе точка зрения, что фотограф как раз показывает некую квинтессенцию войны, не вдаваясь в детали - кто с кем воюет, какого цвета флаги у оппонентов. О том, в каком регионе он появится в следующем эпизоде фильма мы узнаем по титрам и случайным культурным знакам, попавшим в кадр телеоператора. Но на фотографиях Начтвея будет только условная черно-белая реальность, где есть главные атрибуты войны - смерть, страдание, разрушенные жилища. Не случайно о том, что Начтвей работал в Чечне, мы узнаем по нескольким фотокадрам - в фильме же об это не сказано ни слова.

Как заметил Илья Будрайтскис, один из организаторов киноклуба, фильм не зрил в корень, не рассказывал о причинах войн, а лишь аппелировал к данности - война есть. Да, война в кино - это предлагаемые обстоятельства, в которых одним маленьким людям приходится жить, другим - работать. И замалчивать это зло, не замечать, делать вид что это "смешной конфликт", или стараться пусть не объективно, но в художественной форме донести что-либо - это категория нравственного выбора. Кое-кто из гостей сказал, что в критической ситуации смог бы легко выбрать между винтовкой и фото- или видеокамерой, несмотря на все профессиональные кодексы чести.

Как организаторам Клуба критического кинозрителя нам важно, что мы наконец провели показ практически без технических неполадок, несколько омрачивших открытие "Контргрейфера" неделю назад. Приятно также что среди пришедших на "Военного фотографа" были и те, кто посетил нас уже во второй раз. Это позволяет надеться, что у клуба появятся завсегдатаи, друзья и благодарные зрители.

киноклуб, фото, документальное кино, война, фотография

Previous post
Up