Ефимка

Jul 27, 2010 16:25




Наш праздник фестиваль

Эта история начинается почти как в сказках про клады. Летом 1968ого года экспедиция Костромского областного музея изобразительных искусств работала в Кологривском районе. Уже заканчивая работу, музейщики остановились в умирающей деревньке Шаблово, красиво расположенной на высоком месте над долиной Унжи. В одном из домов они заметили в красном углу вместе с иконами какие-то рисунки и глинянные фигурки. Местные бабушки, нехотя отвечая на вопросы, рассказали что это мол все местный деревенский художник, Ефимка, "оставил много разных картин и всяких лепных игрушек, которые сам ладил из глины. Сам он местный, но учился в Питере у самого Репкина, был значит ученый, лепил фигурки людей, зверей, делал представления для детей. А дом его - под старыми тополями". В течении нескольких следущих лет работники экспедиции нашли в Шаблово и соседних деревнях, где бережно хранимые, а где просто сваленные на чердаках десятки картин, сотни рисунков, акварелей и глиняных фигурок, рукописные книги, письма и фотографии. Так, через 7 лет после его смерти было открыто творчество великого русского примитивиста Ефима Честнякова.

Биографию Ефима можно прочитать в Википедии, здесь совсем кратко - родился в Шаблово, в бедной крестьянской семье в 1874 году, умер в Шаблово в полной безвестности и нищите в 1961 году. Между этим учился в Кологриве, Кинешме и Петербурге, мечтал, выдумывал, писал стихи и сказки; задумывал универсальную коллегию образования и строительство могучей универсальной культуры в городе всеобщего благоденствия;  переписывался с Репиным, Чуковским, Городецким; а еще кормил себя сам - пахал, сеял, жал.

В Петербурге Честняков провел два периода - учебы в Тенишевской мастерской с 1899 до 1905ого и несколько месяцев в 1913-14ом когда он приехал в столицу уже сложившимся художником в поисках единомышленников и признания. В столице ему впрочем было очень неуютно - хотя он и бедствовал по видимому ужасно, свои картины и глинянки он почти не продавал из принципиальных соображений, на заказ ничего не писал. В конечном итоге в 1914ом с началом войны он вернулся к себе в Шаблово чтоб уже никогда дальше Кологрива оттуда не уезжать.

Во эпоху популярности народничества и толстовских идей (оказавших, кончено большое влияние на Ефима) о Честнякове наверно можно было сказать что он из народа вышел, городом был не принят и в народ ушел. Однако его уход в народ - это не полный отказ от творчества, как у Саши Добролюбова и не идеализация народной жизни. На самом деле Честняков наверно был жутко одинок у себя в деревне, не говоря уже о том что необходимость прокармливать себя самому оставляла очень немного времени для занятий искусством (в основном зимой). А уж после коллективизации его жизнь в разоренной костромской глубинке, с колхозами и трудоднями была наверно настоящим адом. Одно время Чуковский посылал ему в Шаблово краски, но потом и эта переписка прекратилась и с 1930ых Честняков рисовал только карандашные и акварельные портреты на тех обрывках бумаги, которые мог найти.

Какая роль оставалась бедному стареющему художнику на селе, ходившему по деревням в нелепом халате с огромным карманом для газет и с тележкой глиняных фигурок, чтоб устраивать представления для детворы? Правильно, он стал старцем, а после смерти - местночтимым святым. С 1930ых годов к нему тянулись крестьяне "со своими горями", а когда в 1961ом его всей округой похоронили на кладбище в Илешево, то картины его разобрали и поставили по красным углам у икон, а на могилу его стали приходить издали чтоб помазаться "целебной землей".

В интернете нашел много про Честнякова но совсем мало репродукций его картин. Под катом - их много, переснятых из альбома, составленного директором Костромского областного художественного музея (и открывателя Честнякова), Игнатьевым и книжки Исторические Города Костромской Области.

Итак:
В ДЕРЕВНЕ ШАБЛОВЕ
ПО ВОССКРЕСЕНЬЯМ И ПРАЗДНИКАМ
ЕФИМ ВАСИЛЬЕВИЧ
ПОКАЗЫВАЕТ ДИТЯМ И ВЗРОСЛЫМ
ИЗДИЛЬЯ ИЗ ГЛИНЫ
И ЖИВОПИСИ



Детские игры

"Я ищу хлеба и в данное время согласен был исполниять хотя бы и розничную малую работу - то здесь то там: у одного на рубль, у другого на четвертак итд. Конечные же цели у меня - деятельность в деревне. И вообще желал бы ознакомиться в городе по возможности с делами всякого рода: живопись, скульптура, музыка, архитектура, машиностроение, агрономия, языковедение, астрономия, науки оккультные, театры и кинема итд.
Вина не пью, табаку не курю, Вот я сказал, зачем пришел к вам."



Праздничное Шествие. Мир

"Собратья страждущие, дети земли, кто бы вы ни были - богатые и бедные - обращаюсь к вам чтобы все услышали. Вот я говорю вам и будто видится мне что говорю то, что вы хотите сказать: прекратите войну, примиритесь, изберите все народы от себя представителей, чтобы они собрались в одном месте и обсуждали международные нужды, желания, и чтобы выши обсуждения тотчас же рассылались печатью, громмофонами и кинемой по всей земле...
Мое желание: чтобы были открыты границы и государства все и для всех, для всяких торговых и прочих отношений и это будет хорошо и благотворно для всех народов. И еще правило: свое можешь дарить и чужого не бери, если не дарят так же."



Тетеревиный Король

"Жизнь будет именно такой, как ой рисует ее наша фантазия. Гляди вперед и покажи твои грезы и по красоте твоих грез ты займешь свое место"



Свадьба



Хоровод



Чудесное Яблоко

"И хватило им яблока на всю осень и зиму до самого Христового дня. "



Крестьянские дети



Повесть о любви в картинках



Сказочный мотив



Семейный портрет



Семейный портрет



Портрет крестьянина



Деревня Шаблово. Музей Честнякова.

Шабола - высокое место над огромной долиной Унжи, дало название деревне Шаблово. Здесь действительно сказочно красиво - далеко внизу извивается Унжа, вниз к ней бегут покосы. На другом берегу реки куда ни глянь - тайга. Где то в ней прячется таинственная волость Пеженга, заселенная бежавшими на дальнии заимки крепостными. Музей Честнякова - новодел, построенный в 1996ом по старым фотографиям. Шаблово вымерло в конце 80ых и сгорело тогда же от весеннего пала. Сейчас оно впрочем весьма людно - здесь живет коммуна, усыновляющая детей из детских домов. Посетителей музея впрочем совсем немного - мы были вторыми за три дня.



Старые тополя, под которыми устраивал свои выступления Ефим.

Чуть не доходя Шаблово, справа от дороги в роще - беседка. От нее лестница с сотней ступенек спускается вниз к мощному минеральному источнику, Ефимову родничку - говорят он часто любил сидеть в тишине у этого родника.



Халат-кафтан Честнякова

На самом деле - это копия. Настоящий халат после смерти достался одному из детей с которыми Честняков играл в последние годы и нарисовал пару его портретов. Как почти все что осталось от Честнякова халат этот почитается местными за чудодейственный и растащен уже буквально по ниточкам. В музее есть фотография этого ребенка, теперь уже старенького дедушки и остатков халата. Можете представить себе как выглядел Честняков в последние годы - в этом халате, с пачкой газет из кармана, толкающий свою тележку от деревни к деревне по церковным праздникам... Гэндальф приехал!



Сотрудница музея из деревни Илешево.

На могилу Честнякова в Илешево мы не успели попасть, но вроде бы по ее словам с нее до сих пор берут "целебную" землю, хотя она уж и не так разрыта как раньше.



В музее

Картины находятся в Костроме и в Кологриве - в музее несколько рисунков и какие-то личные вещи. В Костроме в частности находится самая важная Ефимова картина:



Город всеобщего благоденствия.

Вот и все. И помните - счастья всем и пусть никто не уйдет обиженным.

PS Забыл две картины хорошие - добавлю к посту при случае.
PPS Если прочли и понравилось - скажите спасибо, много времени потратил все сканировать.

Кологрив, Честняков

Previous post Next post
Up